Сани

       Сани — разновидность конной повозки.
 
Сани были грузовые и легковые.
 
Сани относились к обозным товарам.
 
 
 
Сани грузовые подразделялись на сани рóзвальни одноконные, сани одноконные с кузовом, сани-полóк пароконные и сани-дрóвни одноконные.
 
 
 

Сани-рóзвальни одноконные

 

Сани-рóзвальни одноконные: 1 — боковые грядки; 2 — пол; 3 — металлические крепления; 4 — копылья; 5 — полоз; 6 — продольный брус; 7 — подрез; 8 — передний поперечный брусок; 9 — распорки передка; 10 — стояки передка; 11 — задний поперечный брусок
 
 
 
Сани-рóзвальни одноконные — наиболее удобный тип саней. Состояли из двух деревянных полозьев, окованных стальными полосами — подрезами, обеспечивающими прочность саней и лучшее их скольжение; на полозья при помощи шести специальных стояков (копыльев) с каждой стороны было насажено два продольных бруса, являвшихся основанием для дощатого пола саней. Два боковых бруска грядки препятствовали опрокидыванию саней и увеличивали площадь для укладки грузов; сзади грядки были соединены между собой поперечным бруском: в передней части саней имелся деревянный щиток. Соединения деталей для придания прочности оковывались металлом.
 
 
 

Сани одноконные с кузовом

 

 
 
 
 
Сани с кузовом одноконные в отличие от саней-рóзвальней имели с каждой стороны три копыла с металлическими кронштейнами, увеличивавшими прочность саней. Копылья служили основанием для продольных грядок, к которым прикреплялись болтами поперечные брусья; на них устанавливался кузов для перевозки сыпучих и других грузов, перевозимых без тары.
 
 
 

Сани-полóк пароконные

 

 
 
Сани-полóк пароконные имели на поперечных брусьях платформу для грузов. Упряжка дышловая, тяга происходила при помощи постромок.
 
 
 

Сани-дрóвни одноконные

 

 
 
Сани-дрóвни одноконные отличались от саней-рóзвальней только тем, что в них отсутствовали боковые грядки и дощатый пол. Служили для перевозки главным образом длинномерных грузов (брёвен и т. п.).
 
 
 

Подсанки

 

 
 
Для увеличения длины и грузоподъёмности к саням-дрóвням присоединяли подсанки, представлявшие собой короткие одноконные сани, у которых полозья были согнуты только до продольных брусков и соединены с ними оковкой. При перевозке брёвен на подсанки укладывались поперечные брусья.
 
 
 
 
Сани легковые имели следующие разновидности: одноконные с кузовом, пароконные с кузовом и беговые. 
 
 
 

Сани легковые одноконные

 

 
 
 

Сани легковые одноконные

 

 
 
 
Сани легковые с кузовом одноконные и пароконные были значительно легче грузовых: полозья были тоньше и уже, копылья (по 4 штуки на каждом полозе) и все крепления из металла. Высокий передний щиток был из металла или фанеры и служил для защиты пассажиров от забрызгивания грязью и снегом из-под копыт лошади. Имелись мягкие сиденья для пассажиров и ездового, набитые войлоком, мочалом, соломой и т. п. Полозья покрывались металлической лентой — подрезами. Боковые стенки кузова делали из гнутых брусков, обитых листовым металлом или фанерой, либо плетёные из брусьев. Сани окрашивались эмалевой или масляной краской с разводами, обивались ковровой тканью или мебельным тиком.
 
 
 

Сани легковые пароконные

 

 
 
 
Санки беговые ипподромные использовались главным образом для рысистых испытаний. Все детали были гнутые, изготовленные из бука высшего сорта без сучков и каких-либо пороков, отличались высокой прочностью и малым весом. Высоко поставленное сиденье и увеличенное расстояние между полозьями (ширина колеи) повышали устойчивость санок. Постановка вместо копыльев двух топких деревянных дужек, укреплённых растяжками, уменьшало их вес и придавала лёгкость и стойкость. Оглобли прикреплялись выше, чем у обычных легковых саней, что обеспечивало рысистый бег лошади. Снабжались съёмным сиденьем, подушка которого изготовлялась из кожи, дерматина или других обивочных тканей и набивалась волосом или губчатой резиной. Полозья ставились не параллельно, как у других саней — в передней части расстояние между полозьями 990 мм, в задней 980 мм, чем обеспечивался небольшой накат, что было очень существенно при рысистых испытаниях и тренировочных пробегах. Беговые санки тщательно отделывались (покрывались лаком), оглобли на концах обивались кожей.
 
 
 
 

Вес грузоподъёмность и размеры саней

 

 

 
 
       Полозья, копылья, стояки передка, распорки передка изготовлялись из дуба, ясеня, бука, ильма, карагача, клена, вяза, граба, белой акации и берёзы; оглобли — из берёзы и вяза; вязки для копыльев — из черёмухи, вяза, берёзы и ивы; боковые грядки (кресла), продольные и поперечные бруски — из берёзы, вяза, ильма, лиственницы и сосны; доски пола, боковой обшивки и переднего щитка — из сосны, ели, пихты, кедра, осины и липы. Древесина, идущая на изготовление деталей саней, должна была быть здоровой, с влажностью не выше 25%. В древесине не допускалась внутренняя, заболонная и наружная (трухлявая) гниль, заболонная краснина, задыхание и мрамор. Допускались: внутренняя краснина, пятнистость, ложное ядро, химические и заболонные грибные окраски, внутренняя заболонь, червоточины поверхностные не свыше 3 мм, свилеватость, завитки, крень местная размером до ⅓ толщины или ширины детали; смоляной рак глубиной не более 6 мм в досках пола, обшивки и щитка; в древесине деталей, изготовленных из пиломатериалов, косослой при условии, что отклонение волокон от прямого направления не превышает 10%, и сучки твёрдые сросшиеся диаметром до 25 мм. Все деревянные детали С. должны быть совершенно глад¬кими; не допускаются отколы и отщепы длиной более 100 мм, глубиной более 5 мм места отколов и отщепов должны быть зачищены. Полозья должны были иметь изгиб головки, одинаковый по форме и размерам; в согнутой части не допускались разрывы, отщепы и складки. Копылья должны были быть плотно посажены в гнёзда полозьев и плотно стянуты вязками; концы вязок должны были быть перевязаны проволокой или лыком. Трещины шириной более 2 мм в оглоблях и других деталях должны были быть заделаны рейками на клею из древесины той же породы, из которой была изготовлена деталь. В оглоблях допускалась продольная покоробленность (кривизна) со стрелой прогиба не более 30 мм на 1 м. Металлические детали — оковки саней — изготовлялись из стали марки Ст. 0-3; должны были плотно прилегать к деревянным деталям; гайки на болтах должны были быть завинчены до упора и раскернены для предотвращения самоотвинчивания.
 
 
       Места соединений деталей покрывались олифой или суриком на олифе. В зависимости от условий заказа сани грузовые покрывались олифой или окрашивались масляной краской. Сани легковые отделываются более тщательно: металлические детали покрывались чёрным лаком, деревянные окрашивались краской за два раза.
 
 
       На внутренней стороне переднего щитка саней наносилась несмывающейся краской марка завода-изготовителя и клеймо ОТК. Хранились сани под навесом на подкладках высотой 10—15 см.
 
 

Двуколка

Дрожки

Линейки

Повозки конные

Полок

Телеги

Тарантас 

Ходá

Обозные товары