Плакат


 
 
       Плакат (от лат. Placatum — объявление) — наиболее массовый вид изобразительного искусства, служащий средством наглядной политической агитации и пропаганды, инструктажа, обучения, информации и рекламы.
 
 
       Плакат обычно представляет собой изображение, сопровождаемое текстом. В зависимости от назначения плаката подразделяются на агитационно-политические, инструктивные, учебные и рекламные.
 
 
 
 

Плакат "Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина!"

 

 
 
 
       Агитационно-политический плакат — основной вид советского плаката. В агитационно-политическом плакате использовались различные художественные приёмы и средства, в частности, широко пользовались методом карикатуры, шаржа, сатиры и т. п. Помимо сюжетных выпускались плакаты, в которых главное — текст большого общественного звучания (цитаты из произведений классиков марксизма-ленинизма, призывы ЦК КПСС, тексты государственного гимна Советского Союза и др.). В этих плакатах выразительность текста лишь усиливалась изобразительными элементами — орнаментами, аллегорическими и символическими изображениями и т. п.
 
        Происхождение политического плаката восходит к политическим карикатурам и гравюрам, распространявшимся в странах Западной Европы (Германии, Англии и Франции) в XVII—XVIII веках.
 
 
 
     В России прообразом плаката являются широко популярные в XVIII—XIX веках народные картинки — лубки и антинаполеоновские листы 1812 г. Первые революционные плакаты появляются в России с 1901 г. Огромного развития достиг плакат после Великой Октябрьской социалистической революции. В СССР политический плакт превратился в новый самостоятельный вид изобразительного искусства, активно помогавший развитию народного хозяйства СССР, откликающийся на самые актуальные вопросы современности.
 
 
 
 

Плакат "Образцовой торговлей обеспечим рост благосостояния народа!"

 

 
 
 
       Инструктивные плакаты, в своё время широко распространённые во всех отраслях народного хозяйства, имели своим назначением распространение передовых методов труда в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве; они способствовали внедрению новой техники и передовой технологии, повышению производительности труда и культуры производства. К инструктивным относятся также плакаты санитарно-просветительные и по технике безопасности.
 
       Санитарно-просветительные плакаты служили ознакомлению населения с предупреждением и борьбой против заболеваний, призывали к соблюдению санитарных и гигиенических норм в быту и на производстве.
 
 
 
 

Плакат "Ребятам обязательно чистить зубы тщательно"

 

 
 
 
 
 
       Плакаты по технике безопасности широко использовались в промышленности, на транспорте, в совхозах и колхозах. Для городского и ж.-д. транспорта выпускались плакаты, разъяснявшие пассажирам правила безопасности или пользования транспортом (в частности плакаты, иллюстрирующие в художественной форме правила уличного движения). Помимо общего короткого текста, в инструктирующих плакаты могли применяться и описания способов и методов проведения необходимых мероприятий. К группе плакатов по технике безопасности следует отнести также плакаты по противопожарным мероприятиям.
 
 
 
 

Плакат "Перед выездом проверь!"

 

  
 
 
 
       Учебные плакаты выпускались по самым разнообразным отраслям знаний — географии, топографии, ботанике, геологии, астрономии, физике, химии и др. Этими плакатами широко пользовались как наглядными пособиями в учебных заведениях, при производственном обучении. Особую группу учебных плакатов- пособий составляли плакаты, выпускаемые по заданиям ДОСААФ для различных оборонных кружков (радио-, авиа- и судомодельных, автомото и т. д.) и для населения. Учебные плакаты имели, как правило, ряд графических и фотоиллюстрационных чертежей или схем, снабжённых поясняющим текстом.
 
 
 
 

Плакат "Летайте самолётами Аэрофлота!"

 

 
 
 
 
 
       Советский рекламный плакат служил информационным целям, сообщая потребителю о выпуске новых товаров, их свойствах и способах употребления. В рекламных плакатах нередко использовались стихотворные тексты и элементы шаржа (см. Реклама). Большое распространение имели киноплакаты, обладавшие повышен¬ной художественной выразительностью, тесно связанной с содержанием рекламируемого фильма. Наряду с отдельными плакатами выпускались также плакаты, объединённые в тематические серии (настенные «плакаты-выставки» и настольные «плакаты-альбомы») по истории партии, истории вооруженных сил СССР, по изобразительному искусству; посвящённые политическим и общественным деятелям, жизни, творчеству и произведениям выдающихся мастеров живописи, крупнейшим писателям, ученым, деятелям науки и техники и др.
 
 
 
 

"Работники текстильной промышленности! Больше прочных тканей и красивых изделий!"

 

  
 
 
 
     Издание плакатов на русском и других языках народов СССР осуществлялось центральными, республиканскими и местными издательствами, а также отдельными министерствами, разными ведомствами, картографическими и рекламно-издательскими фабриками. Крупнейшим по количеству продукции и разнообразию тематики являлось Государственное издательство изобразительного искусства — Изогиз. Плакаты по сельскому хозяйству выпускало издательство Министерства сельского хозяйства СССР. Издание плакатов по культурно-просветительной работе было сосредоточено в издательстве «Советская Россия»; по санитарии и гигиене — в Институте санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.
 
 
 
 

Плакат "Ох, вредны такие фрукты!"

 

 
  
 
 
       Техника печати плакатов была разнообразна. Оригинал для полиграфического воспроизведения выполнялся художником-плакатистом с учётом технических требований того или иного способа печати, который был намечен издательством. Наиболее распространённым способом печати являлся печать на офсетных машинах (см. Печатная продукция). Применялись также другие способы — многокрасочная высокая и глубокая печать. Находила применение в плакатной продукции, издаваемой небольшим тиражом, и менее эффективная литографская печать, особенно так называемая автолитография, когда художник сам воспроизводил рисунок на литографском камне, цинковой или другой пластине. Для малотиражных изданий, в частности для агитплакатов графических комбинатов Художественного фонда СССР, часто применялся немеханизированный способ печати при помощи трафаретов. Небольшие по размерам рекламные плакаты иногда размножались на рекламно-издательских фабриках или самими торговыми и другими предприятиями и учреждениями на фотобумаге (фотопечать) с ручным или механизированным тонированием отпечатков, с подкраской или раскраской шрифта и рисунков. Форматы плакатов не были стандартизированы и зависили от характера и назначения плакатов. Наибольшее применение имел формат 60х92 см, но выпускались плакаты и меньших размеров (в частности, призывы-лозунги) — в половинную и четвёртую доли листа и меньше. Плакаты декоративного назначения и плакаты-панно могли печататься на двух, трёх и более склеиваемых листах.
 
 
 
 

Плакат "Культурно торговать - почётный труд!"

 

  
 
 
 
       Требования к качеству плакатов. Основное требование: полиграфическое исполнение должно соответствовать оригиналу, выполненному художником, и экземпляру издания, подписанному издательством к печати. Дефектами считались: несовмещение красок при двух- и многокрасочной печати, искажающее изображение; пятна, потёки краски, размазывание красок и «полошение» на рисунке, а также пятна на пробельных местах оттиска; замасленные, рваные, грязные и мятые листы с вырывом мелового слоя (в тех случаях, когда плакаты печатались на мелованной бумаге), с зажимами (морщинами), запечатанными загнутыми углами и пр. Проверка количества и качества производилась путём просмотра и подсчёта вскрытых на выдержку отдельных пачек или трубок. Брак возвращался поставщику.
 
 
 
 

Плакат "Если завтра война..."

 

 
 
 
 
       Торговля плакатами. Оптовую торговлю плакатами, выпускавшимися центральными издательствами, вело Всесоюзное объединение книжной торговли — Союзкнига Министерства культуры СССР ("Союзкнига", всесоюзное объединение книжной торговли, образованное в 1958 году для осуществления централизованного оптового снабжения книжной продукцией. В 1973 году объединение вошло в состав Главного управления книжной торговли и пропаганды книги Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли), а плакатами, выпускавшимися республиканскими, краевыми и местными издательствами, — соответствующие книготорги. Розничная торговля велась в городах и рабочих посёелках через книготорговую сеть, в магазинах канцтоваров, газетно-журнальных киосках Союзпечати; в районных центрах и на селе — через торговую сеть потребительской кооперации. В Москве и в республиканских крупных центрах имелись специализированные магазины по продаже изопродукции, в т. ч. плакатов. Основными видами оповещения торговой сети о подготовляемой к выпуску плакатной продукции являлись годовые тематические планы издательств с вкладышами для оформления заказов и выходящие регулярно «Бланки-заказы» Союзкниги, в которых публиковались аннотированные названия плакатов, находившихся в печати. Кроме того, издательства практиковали рассылку по торговой сети информационных писем со списками выходящих политических плакатов и с их фотокопиями. Местные книготорги должны были своевременно осведомлять учреждения и организации, крупные промышленные предприятия и др. о предстоящем поступлении и в дальнейшем о получении на склад соответствующих изданий. В специализированных магазинах плакаты вывешивались в оконных витринах и на видных местах внутри магазина и снабжались порядковыми номерами, под которыми они значились в ассортименте магазина. Покупатель называл нужные ему номера, и продавец по этим номерам подбирал плакаты.
 
 
 
 

Плакат "Хлопчатобумажные ткани"

 

 
 
 
 
       Упаковка, транспортирование и хранение. Плакаты упаковывались полиграфическими предприятиями в пачки или «трубки» весом не более 8 кг (для удобства отправления по почте без переупаковки). Количество экземпляров плакатов в пачке или «трубке» должно быть одинаковым для всего издания. Плакаты формата в ¼ листа и меньше упаковывались в закрытые плоские пачки с укладкой «вразъём»; при формате в листа и больше — в такие же пачки с укладкой в один или два параллельных сгиба. Каждая пачка должна была быть обёрнута двумя слоями упаковочной бумаги и обвязана шпагатом. Края пачки должны были быть заклеены быстровысыхающим клеем. Транспортирование производилось, как правило, в картонных коробках и контейнерах в первичной типографской упаковке. Хранение плакатов производилось на стеллажах в помещениях, защищённых от сырости и прямого действия солнечного света. Допустимая относительная влажность в помещении не должна была превышать 70%.
 
 
 
 

Афиша художественного фильма "Берегись автомобиля"

 

 
 
 
 

Афиша художественного фильма "Белое солнце пустыни"

 

 
 
 
 

Афиша художественного фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

 

 

 

Обсуждение, предложения и восторги на форуме