Китель

 


 
       Китель (нем. Kittel) — однобортная куртка особого покроя со стоячим или стоячеотложным воротником; входил в комплект гражданского и ведомственного форменного костюма СССР; носился большей частью без пояса).

 

 

        Кители бывали двух видов: шерстяные на подкладке (зимние) и х.-б., льняные и шёлковые без подкладки (летние).

 

 

 

Китель для военнослужащих

 

 

 
 
 
      Кители для военнослужащих подразделялись на открытые и закрытые.
 
Открытый китель имел форму пиджака.
Закрытый китель имел стоячий воротник; застёгивался на пять пуговиц (в мужских кителях слева направо, в женских справа налево). Полы имели отрезные длинники, а в боках вытачки; в некоторых фасонах были сделаны отрезные бочка. В кителях делали нагрудные прорезные, прикрытые клапанами мыскообразной формы или накладные карманы (с клапанами или без клапанов). Боковые карманы могли быть накладные или прорезные. По краю воротника и верхнему краю обшлагов зимних кителей для офицеров (из шерстяных тканей) проходил кант из сукна определённого цвета (по роду войск или служб). На расстоянии 1,75—2,00 см от верхнего края воротника кителя проходила обводка — чётко выделяющаяся линия углубления, подчёркивающая конструктивные линии изделия. Спинка была цельная, слегка прилегающая в талии. Рукава делали двушовные с прямыми обшлагами внизу. Клапаны и левый борт (в кителях для женщин — правый борт) прострачивались на 0,25 см от края, правый борт и низ кителя — на 0,75 см от края. Швы притачивания длинников прострачивались на 0,25 см только по полочкам. На подкладке левой полочки (для женщин — правой полочки) имелся поперечный нагрудный карман, застёгивавшийся петлёй из ткани на пуговицу. Для прикрепления погонов на полочках в области плечевых швов кителей были пришиты шлёвки и сделаны по два круглых отверстия.
 
 
       Кители на подкладке пошивались из различных шерстяных или суконных тканей соответствующих расцветок (защитного, чёрного, синего, серого и других цветов). На пошивку кителя для офицерского состава применялись: на верх — шерстяные ткани защитного или синего цвета (габардин прима арт. 133, бостон ТК арт. 1582, габардин полушерстяной арт. 708 и 67); для окантовки воротника и обшлагов — приборное сукно арт. 1475 различных цветов; на подкладку полочек, спинки, клапанов и на подзоры карманов — сатин мерсеризованный серого цвета; на подкладку в рукава — сатин тех же артикулов, белого цвета набивной в чёрную полоску; на прокладку — льняную суровую бортовку, волосяную бортовку; на карманы — тик-ластик арт. 810 серого цвета или карманную ткань арт. 807 и 808. В качестве прикладных материалов применяли бортовую тесьму, х.-б. одёжную вату, суровую марлю, металлические крючки и петли № 5, пуговицы и нитки (шёлковые на обмётку петель и х.-б. на пошивку кителей и пришивку пуговиц).
 
 
       Летние кители имели ту же конструкцию, что и зимние, только пошивались без подкладки и имели съёмные пуговицы для облегчения стирки кителей. На левом борту летних кителей (у женщин — на правом) были обшиты пять круглых отверстий для крепления форменных пуговиц на металлических съёмных кольцах На пошивку летних кителей без подкладки применяли х.-б., льняные или шёлковые ткани белого, синего, серого и других цветов. Летние кители для офицеров изготовлялись из отбельной х.-б., льняной и полульняной рогожки; для карманов, прокладки в подборта, под обшлага и обтачки пройм применяли отбельную бязь.

        Кители для военнослужащих изготовлялись шести ростов: I, II, III, IV, V — в двух полнотах (Н — нормальная и Ш — широкая), VI— в одной полноте (Ш — широкая).
 

 

 

Размеры кителей для военнослужащих

 

 

 

 

        Кители для старшего, среднего и рядового с остава ж.-д. транспорта выпускались по ТУ 1283—55, имели стояче-отложной воротник с петлицами, два верхних поперечных прорезных кармана с клапанами; застёгивались на пять металлических форменных пуговиц.

 

 

 

Китель для работников железно-дорожного транспорта

 

 

 

 

     Воротник застёгивался на крючок и петлю. В остальном конструкция не отличалась от конструкции кителей для военнослужащих. Изготовлялись из тканей тёмно-синего и серого цвета: бостона, габардина, трико мервис, коверкота, трико тема, московского шевиота, сукна. На подкладку применяли шёлковую подкладочную саржу и х.-б. сатин. Пуговицы имели диаметр 22 мм, на их поверхности были изображены ключ и молоток. Для рядового состава ж.-д. транспорта в пятидесятые годы выпускались также кители без подкладки из х.-б. тканей (ТУ 1234—55), для начальствующего состава — из льняных тканей размеров 44—56, пяти ростов для мужчин и 3—4 ростов для женщин. Длина кителей (в см) из шерстяных тканей для мужчин: I роста — 66, II роста — 68, III роста — 70, IV роста — 72 и V роста — 74; для женщин. I роста — 62, II роста — 64, III роста — 66 и IV роста — 68. Кители без подкладки делались соответственно на 2 см длиннее.

 

 

 

Размеры кителей для учащихся техникумов Главного управления трудовых резервов

 

 

 

 

        Кители для учащихся техникумов Главного управления трудовых резервов пошивались размеров 38 — 52. Длина кителей из шерстяных тканей от пришива воротника до низа по середине спинки указана в таблице ниже (кители из х.-б. и льняных тканей на 2 см длиннее).

 

 

 


Китель для школьников старшего возраста

 

 

 

        Кители для мальчиков старшего школьного возраста делали без нагрудных карманов. Воротник был стоячий, застёгивающийся на два крючка и петли, или стояче-отложной, застёгивающийся на один крючок и петлю. Пошивались размеров 38—48 из сукна сталь¬ного цвета с подкладкой из бязи серого цвета.

 

 

Размеры кителей для школьников

 

 

 

        По производству, качеству изготовления, правилам приёмки, определению сортности, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению кители относятся к группе костюмов мужских.

 

 

       Кительная ткань — плотная х.-б. отбельная мерсеризованная ткань из группы одёжных тканей, иногда выпускалась окрашенной в серый цвет. Применялась для пошивки летней форменной одежды, мужских

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме