Школьно-письменные и канцелярские товары

 
 
 
     Школьно-письменные и канцелярские товары включают принадлежности для письма, рисования, черчения, школьные принадлежности, предметы конторской техники и проектноконструкторских работ.
 
     В начале шестидесятых годов ассортимент школьно-письменных и канцелярских товаров насчитывал до 300 отдельных наименований.
 
 
 
     По назначению школьно-письменные и канцелярские товары советского периода подразделялись на пять основных групп (позднее и в настоящее время изменений в указанных группах произошло не так много, а поломок космической техники стало больше):
 
- школьные принадлежности,
- письменные принадлежности,
- принадлежности для черчения и проектно-конструкторских работ,
- принадлежности для рисования,
- предметы конторской техники.
 
 
     К школьным принадлежностям относятся: карандаши и перья школьные, палочки счётные, пеналы, ранцы, резинки стиральные, ручки ученические, сумки ученические, тетради школьные, общие, для слов, для нот, для рисования, счеты школьные, сумки ученические, циркульные ножки и др.
 
 
      К письменным принадлежностям относятся: автокарандаши, блокноты, бумага писчая и почтовая, карандаши, книжки записные, конверты, наборы почтовые, перья, пресс-бювары, ручки автоматические, ручки канцелярские, чернила, чернильницы, чернильные приборы, чинки и др.
 
 
      К принадлежностям для черчения и проектно-конструкторских работ относятся: альбомы и бумага для черчения, готовальни, доски чертежные, калька, карандаши чертежные, лекала, линейки чертежные, линейки логарифмические, миллиметровка, рейсшины, столы чертёжные, транспортиры, угольники, тушь и др.
 
     К принадлежностям для рисования относятся: альбомы, бумага и блоки-альбомы для рисования, картон грунтованный, кисти, краски (масляные, акварельные, гуашевые, темперные и др.), мастехин, холст грунтованный, шпатели, этюдники и др.
 
      К предметам конторской техники относятся: календари настольные, ежемесячные, табель-календари, книги алфавитные, книги квитанций, книги накладных, приходно-расходных ордеров, служебных записок, кнопки канцелярские, копировальная бумага, корзины для бумаг, линейки конторские, машинки пишущие, метры измерительные, множительные аппараты (ротатор, ротопринт, стеклограф, шапирограф и др.), наколки для бумаг, обложки для бумаг и документов, папки для бумаг, подушки штемпельные, регистраторы, резинки стиральные, скоросшиватели для бумаг, скрепки, счётные аппараты (арифмометры, клавишные машины), счёты конторские и др.
 
 
 
      Выпускались школьно-письменные и канцелярские товары предприятиями ряда отраслей государственной промышленности и артелями промысловой кооперации.
 
 
 

Торговля школьно-письменными и канцелярскими товарами в СССР (к 1960-м годам)

 
     Оптовая торговля осуществлялась культторгами министерств торговли союзных республик и их базами для городской торговой сети и базами Главкоопкультторга Центросоюза и потребсоюзов — для сельской. Розничная торговля производилась: в городах — в специализированных магазинах культтоваров, магазинах по торговле канцбумтоварами, в секциях универсальных магазинов и в книготорговой сети; в сельских местностях — в селькультмагах, раймагах и других магазинах потребительской кооперации. Для улучшения обслуживания покупателей в крупных городах практиковалась узкая специализация розничных магазинов, в которых концентрировались товары, рассчитанные на потребности определённых категорий потребителей. Так, например, имелись магазины для продажи товаров для художников и чертёжников («Всё для художника и чертёжника»), в которых был сосредоточен наиболее полный ассортимент принадлежностей для рисования и черчения,краски всех видов, бумага соответствующих сортов, альбомы, чертёжные столы, линейки и угольники разные и пр.; магазины школьных принадлежностей с полным ассортиментом товаров, необходимых школьникам (тетради всех разлиновок и видов, перья и карандаши школьные разных видов, ручки, чернильницы и др.); магазины авторучек, торгующие полным ассортиментом авторучек и принадлежностей к ним в виде запасных частей, перьев, чернил для авторучек и т. д.; магазины по продаже пишущих машинок и связанных с ними товаров (ленты, резинки, бумага писчая, копировальная, для множительных аппаратов) и др.
 
 
     Важнейшее значение для розничной торговли школьно-письменными и канцелярскими товарами имели квалифицированная приёмка изделий, изучение спроса, раскладка, показ и хранение товаров. Приёмка товаров производилась по количеству и по качеству. Она должна была обеспечить поступление в продажу только товаров установленного качества, соответствующим образом маркированных. Весь поступающий товар должен был сверяться с утверждёнными образцами, а при отсутствии последних — с требованиями к качеству, предусмотренными действующими ТУ и ГОСТ.
 
 
      Изучение спроса имело особое значение в виду значительных сезонных колебаний спроса на школьно-письменные и канцелярские товары. Вовремя отпусков и летних каникул резко повышался спрос на конверты и почтовые наборы, альбомы для фотографий и открытых писем и т. п.; в конце календарного года и начале нового значительно повышался спрос на конторские книги, всякого рода учётные бланки и пр. Особо важное значение имела своевременная и полная подготовка сезонных накоплений школьных товаров к началу учебного года. Начинать накопление необходимо было с наступлением летних каникул в школах. Для школьных тетрадей, карандашей, перьев, резинок стиральных, ранцев, пеналов, ученических сумок и др. устанавливались нормы сезонного накопления по отдельным районам и городам, за выполнением которых необходимо было тщательно следить в каждом торговом предприятии. В интересах лучшего изучения спроса магазинам рекомендовалось устанавливать тесную связь со школами и другими учебными заведениями, расположенными в районе их деятельности. В первую очередь магазин должен был знать численность учащихся обслуживаемых им школ с разбивкой по классам, программу занятий и отдельные детали прохождения различных предметов, например, будут ли введены работы по лепке в младших классах, какие намечаются чертёжные и рисовальные работы и т. д. Более подробно нужно было знакомиться с предстоящими занятиями в средних и высших учебных заведениях.
       Наиболее тесная связь со школами осуществлялась тогда, когда магазин торговал в школе через специально оборудованный киоск. Иногда этот киоск постоянно действовал, иногда же в нём временно работал продавец от магазина. К товарам, продаваемым в школах, в первую очередь относились тетради, по количеству и разлиновкам отвечающие потребностям обслуживаемых школьников. Обычно киосочная торговля в школах производилась в книжных киосках, продающих учебники и учебные пособия наряду со школьными и письменными принадлежностями.
 
 
      В начале шестидесятых годов очень важны были прогрессивные методы торговли школьно-письменными и канцелярскими товарами. К ним относились открытая выкладка товаров, когда товары были выложены на прилавках в отдельных гнёздах (кассетах), из которых покупатель свободно без помощи продавца отбирал требующиеся ему изделия, по окончании отбора передавал их продавцу для подсчёта и оплаты; продажа по образцам, когда покупатель знакомился с выставленными образцами, отрывал прикреплённые под каждым из них ярлыки, которые передавал продавцу для отбора товаров и расчёта; продажа через автоматы — тетрадей и карандашей.
 
 
 
       Раскладка и показ товаров. Для показа товаров использовались шкафы и застеклённые витрины. На нижних полках шкафов укладывали более тяжёлые товары (бумага, сургуч, чернильные приборы, флаконы с жидкостями); на верхних — бумажно-картонные товары, карандаши, ручки, счёты и т. д. Товары помещали в шкаф обычно в оригинальной упаковке, оставляя 1—2 экземпляра без упаковки. На прилавке устанавливали горизонтальные застеклённые витрины, в которых размещали мелкие товары: карандаши, ручки, перья, записные книжки и т. п. Кроме того, для хранения и показа листовых бумаг на одном из концов прилавка устанавливался деревянный стеллаж с несколькими (3—4) полками площадью каждая 80 см х 110 см. На этих полках укладывались бумаги, продаваемые листами (чертёжная, рисовальная, настольная, разных цветов, шагреневая, глянцевая и др.). На каждой полке размещается бумага одного вида, размера и сорта. Иногда стеллажи были застеклены и имели подвижные дверцы. Для показа товара использовались также наружные витрины. Они должны были быть красиво оформлены и давать покупателю представление об имеющемся в продаже ассортименте това¬ров. Следовало избегать постоянного воздействия на выставленные в витринах товары солнечных лучей, от которых товар портится (выгорает, коробится и т. д.). Рекомендуемые размеры торговых помещений, шкафов и прилавков: площадь торгового зала 14—15 м² на одно рабочее место, подсобного помещения 6 м²; размер» шкафов (в м) — длиной 2, высотой 2,2, шириной 0,6; прилавков — шириной 0,7; проход между ними 0,9.
 
 
 
       Хранение товаров. При неправильном хранении большая часть школьно-письменных и канцелярских товаров утрачивали свои свойства и портится: в сырых помещениях карандаши, деревянные угольники (составные), логарифмические линейки, конверты — расклеивались; металлические изделия ржавели; бумажно-картонные — коробились и иногда покрывались пятнами от проступающего клея. При высокой температуре высыхала копировальная бумага, восковка, штемпельные подушки, ленты для пишущих машин, а карандаши и деревянные изделия деформировались, растрескиваются и иногда даже распадались. При низкой температуре чернила жидкие, клей, тушь и жидкие краски замерзали и теряли свои свойства. Во избежание порчи товаров торговые и складские помещения должны были быть сухими, хорошо отапливаться, проветриваться, иметь равномерную температуру в 18—20° и относительную влажность воздуха в 60—65%. Принятый товар должен был быть разложен на полках, стеллажах и в шкафах. При хранении товара в штабелях нужно было применять решётчатые подкладки из подтоварника или досок, покрытые 1—2 листами обёрточной бумаги. Мелкие и ценные изделия рекомендовалось хранить в шкафах. Для хранения особо ценных товаров (готовальни, арифмометры, логарифмические линейки, дорогие авторучки) рекомендовалось в подсобном помещении оборудовать небольшую изолированную кладовую или отдельный хорошо закрывающийся шкаф.
 
     Для удобства покупателей рекомендовалось в магазинах оборудовать уголки для заправки покупателями авторучек чернилами. Там же должна была быть и вода для промывки ручек и чернила трёх цветов.
 
 
 

Канцелярские кнопки (г. Горький)

 

 

 

 

Канцелярские кнопки

 

 

 

 

Канцелярские кнопки

 

 

 

 

Канцелярские кнопки

 

 

 

 

Канцелярские кнопки

 

 

 

 

Канцелярские скрепки

 

 

 

Бумага

Канцелярские товары (условная группа)

Каталог школьно-письменных принадлежностей

Тушь

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме