Централизованный завоз

 

 

     Централизованный завоз - система доставки товаров  в торговую сеть в СССР, при которой операции по приёму товаров на складах и экспедициях, их погрузке, перевозке и сдаче магазинам осуществляются средствами торговой организации или поставщика (оптовой базы, промышленного предприятия), а также предприятиями автомобильного транспорта, выполняющими эти операции по договору. Централизованный завоз товаров непосредственно в торговую сеть мог осуществляться из следующих пунктов получения товаров: с предприятий промышленности, с оптовых баз и холодильников, со станций железных дорог и пристаней; с баз и складов розничных торговых организаций, а также при транзитном завозе товаров. Выбор того или иного источника завоза товаров определялся возможностью регулярного и бесперебойного снабжения торговой сети товарами в необходимом ассортименте, ликвидации излишних звеньев в движении товаров, ускорении товарооборачиваемости и снижении затрат на доставку товаров.

 

     Процесс централизованного завоза товаров состоял из следующих операций: приём заказов на доставку товаров; составление графика доставки; составление маршрутов перевозки; подготовка товарных документов на отпуск товаров; подготовка товаров и доставка в торговую сеть; экспедирование грузов; сдача товаров для доставки; сдача товаров в торговой сети; составление отчётов материально ответственных лиц о сдаче товаров.

 

 

     Централизованный завоз товаров осуществлялся с применением трёх систем движения транспорта: маятниковой, радиальной и кольцевой.

 

     При маятниковой системе движения в течение дня многократно повторялись рейсы транспорта между складом и одним и тем же торговым предприятием.

     При радиальной системе движения полногрузный автомобиль направлялся каждый раз со склада в одно торговое предприятие и возвращался порожняком для доставки груза в другое торговое предприятие.

     При кольцевой системе движения полногрузный автомобиль доставлял в один рейс товары в несколько торговых предприятий, находящихся в разных местах по пути движения автомобиля, и с последнего пункта разгрузки возвращался порожняком на склад для последующей доставки товаров.

 

     Централизованная доставка промышленных товаров должна была, как правило, производиться на основе предварительной отборки товаров торговыми предприятиями на базах поставщиков и розничных организаций, за исключением товаров, хорошо известных покупателю (например, парфюмерно-косметические товары, мыло туалетное и пр.), которые могли доставляться без личной отборки на основании согласования ассортимента по телефону. При проведении централизованной доставки товаров разрешалось привлекать в качестве материально ответственных лиц шофёров и старших грузчиков с соответствующей доплатой за это. Все операции по централизованному завозу оформлялись товарно-транспортной накладной специально утверждённой формы. Эта накладная являлась единым документом для приёмки и сдачи товара и оплаты за товар и за перевозку. По прибытии автотранспорта с товаром магазины обязаны были обеспечить приёмку товаров, оформить товарно-транспортные документы, разгрузить товар своими силами и средствами и загрузить освободившийся автотранспорт порожней тарой. Количественная и качественная приёмка товаров производилась по сопроводительным документам.