Колёса для гужевого транспорта

 

 

     Колёса для гужевого транспорта выпускались различного диаметра.

 

Колёса относились к группе обозных товаров.

 

У двухосных повозок колёса подразделялись на передние (меньшего диаметра) и задние (большего диаметра).

 

 

 

Колесо для гужевого транспорта

 

 

 

 

Колёса собирались из деревянных и металлических деталей. Деревянными являлись ступицы, спицы и обод; металлическими — втулки, подспичные корневые и выходные кольца, шины, обоймы на стыки обода и шинные болты с гайками.

 

Ступица имела 10-12 прямоугольных отверстий — гнёзд (по числу спиц в колесе); изготовлялась из одного куска древесины или составлялась из двух равновеликих частей, склеиваемых водоупорным клеем.

 

Чугунная втулка конической формы имела внутри смазочные канавки и запрессовывалась в центр ступицы.

 

Обод колеса изготовлялся из древесины; он мог быть цельногнутым, состоять из двух полуободьев или четырёх изогнутых косяков. На обод колеса напрессовывался стальной обруч-шина толщиной 8—12 мм. Ширина шины в колёсах одноконных повозок 45—55 мм; в колёсах пароконных повозок 50—55 мм.

 

 

 

Основные размеры колес для гужевого транспорта (ГОСТ 705—57)

 

Наименование колёс и их назначение

Диаметр колеса (в мм)

Количество спиц (в шт.)

Толщина шины (в мм)

Диаметр ступицы (в мм)

Колеса для одноконных повозок

Колесо переднее 

630—720

10

8 и 10

165—185

Колесо заднее 

900

10

8 и 10

165—185

Колеса для пароконных повозок

Колесо переднее 

900

10

10 и 12

185

Колесо заднее 

1080

12

10 и 12

185

 

 

Собранное колесо должно было иметь наклон спиц (набров) относительно плоскости обода в 2°30' + 1°, направленный в сторону корневого кольца ступицы. Набров предотвращал образование восьмёрки на колесе от боковых ударов о камни и неровности дороги.

 

 

 

Станок для ления радиального колеса

 

 

 

 

 

Качество колёс должно было соответствовать требованиям ГОСТ 705—57. Они изготовляются из здоровой древесины дуба, ясеня, бука, карагача, граба, берёзы, а обод также из сосны и осины. Древесина обода прессовалась поперёк волокон. В древесине колёс не допускались выпадающие и частично сросшиеся сучки; твёрдые сросшиеся сучки допускались: диаметром до 15 мм — в ободе колёс диаметром 630 — 720 мм; до 20 мм — в колесе диаметром 900 мм; до 25 мм — 1080 мм. В спицах диаметром до 5 мм в количестве не более двух, не ближе 30 мм друг от друга и 100 мм от конца. Разрывы и отщепы допускались длиной до 25 мм; в ободе — глубиной не более 5 мм, в спице — не более 2 мм и ступице — но более 5 мм. Деревянные детали колес должны были быть тщательно обработаны, а места отколов и отщепов на них зачищены. Места соприкосновения деталей покрывались олифой или суриком. На внешнюю поверхность обода колеса наносился товарный знак изготовителя, а на внутреннюю — год выпуска.

Хранение рекомендовалось в сухом месте, под навесом.

 

 

Колесо деревянное двенадцатиосное

 

 

 

Линейки

Повозки конные

Полок

Тарантас 

Телеги

Ходá

Обозные товары

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме