Сёдла

    Сёдла подразделяются на верховые и вьючные. В настоящее время сёдла массово не выпускаются. Вспомним, что было совсем недавно, когда ещё кони встречались.

 

     Верховые бывают кавалерийского и казачьего образца и спортивные.

 

 

      Сёдла верховые.

 

     Сёдла верховые предназначены для езды верхом.

 

     Различие между кавалерийским и казачьим седлом заключается в том, что всадник в кавалерийском седле плотно сидит, слегка касаясь полусогнутыми ногами стремян и в такт двйжения лошади равномерно приподнимается и опускается (облегчается) в седле, а при пользовании казачьим седлом всадник полусидит в нём, опираясь вытянутыми ногами на стремена и во время езды не облегчается.

     Сёдла спортивные бывают вольтижировочные и скаковые. Вольтижировочные предназначены для выполнения гимнастических упражнений, связанных с обучением верховой езде. Скаковое (облегчённое седло. кавалерийского образца) — для участия в конноспортивных соревнованиях.

 

 

 

Седло верховое кавалерийского образца

 

 

 

 

      Сёдла верховые кавалерийского образца бывали двух видов: собственно кавалерийское и для нужд народного хозяйства. Последние отличались от кавалерийских менее жёсткими требованиями по ТУ и тем, что не имеют вьючных приспособлений.
     Сёдла верховые кавалерийского образца по конструкции относятся к сёдлам разборным и состоят из ленчика (основы сиденья), сиденья, двух крыльев, двух подпруг, двух путлищ со стременами, подперсья, потника и вьючных принадлежностей.
 
     Ленчик состоял из двух деревянных полок, двух металлических трубчатых лук (основы сиденья), живца (широкого сыромятного ремня) с петлей для пропуска и удержания передней подпруги и подперсья, двух подушек и четырёх металлических рамок для крепления вьюков.
     Полки изготовлялись из твёрдой древесины или из клееной берёзовой или кленовой фанеры, должны быть чисто обработаны и отполированы; трубчатые луки — из стальных (марки Ст-1) сварных труб диаметром 16 мм и толщиной 3 мм. Луки оцинковывались. Шивец вырезался из чепрачной части сыромятной яловой кожи. Подушки изготовлялисья из сходов войлока и обшивались мягкой кожей. Сиденье состояло из кожаного основания и козырьков с продолговатыми отверстиями для крепления к задней и передним лукам ленчика. Изготовлялись из шорно-седельной кожи типа «КС», а козырьки из кожи типа «К», лицевая сторона отделывается под глянец.
 
      Крылья — правое и левое, состояли из собственно крыла и валика, пришитого к переднему краю и служащего упором для ног всадника. Крылья предохраняют бока лошади от потёртостей путлищами. Изготовлялись из шорно-седельной кожи типа «КС» с отделкой лицевой стороны под глянец, валики — из нескольких слоёв потникового войлока, обтянутых шорно-седельной юфтью. Подпруги для удержания сёдел на спине лошади изготовлялись из сыромятного ремня 1-го сорта.
     Путлища представляют собой длинные ремни из шорно-седельной кожи типа «К» для крепления стремян; служат опорой для ног всадника.
     Стремена — цельноштампованные из полосовой стали марки Ст-3, опиленные и отполированы.
     Подперсье удерживает седло от сползания назад, состоит из нагрудного и подгрудного ремней и необходимых для их соединения кружка, шлевок и пряжек. Кожаные детали изготовлялись из шорно-седельной кожи типа «К».
     Потник предохраняет спину лошади от потёртостей седла и состоял из двух сшитых войлочных прокладок, скреплённых с потниковой крышей, состоявшей из войлочного подбоя, покрытого кожаными покрышками. Покрышки изготовлялись из шорно-седельной юфти или из трёх-четырёхслойной шорно-седельной кирзы.
 
     Вьючные принадлежности: кобуры переднего вьюка (для зернового фуража), перемётные сумы (задний вьюк), ремни вьючные Кобуры и сумы изготовлялись из шорно-седельной юфти или из трёх- четырёх-слойной кирзы. Задняя стенка перемётных сум шилсь из шорно-седельной козки типа «К» толщиной, не менее 2,5 мм. Вьючные ремни изготовлялись из шорно-седельной кожи типа «К».

 

 

 

Седло верховое казачьего образца

 

 

 

 

      Седло верховые казачьего образца по конструкции относятся к сёдлам разборным. Седла казачьего образца отличаются от кавалерийских меньшим весом, размерами и конструкцией ленчика, называемого в сёдлах этого типа арчаком, наличием подушки взамен сиденья и подхвостьем. Все ременные детали — сыромятные; кожаные детали окрашивались в чёрный цвет.
     Арчак бывает двух типов: с деревянными и металлическими луками, жёстко скрепленными с передней и задней полками (полипами). Подушка служит мягким сиденьем и состоит из двух донышек и соединяющей их стенки. Подушку набивают пухом, волосом, пером и т. п. Изготовляются из шорно-седельной юфти или хромовой кожи. Крылья (или тебеньки) имеют почти квадратную форму без валика в передней части. Изготовляются из шорно- седельной юфти и окрашиваются в чёрный цвет. Подхвостье (пахва) служит для предохранения седла от сползания при спуске с горы. Состоит из ремня-подхвостника и двух ремней для завязывания. Все эти ремни изготовляются из сыромятной кожи. Путлища, подпруги, потники, подперсье не имеют принципиальных отличий от тех же деталей седла кавалерийского.
 
 
 
 
 
     Сёдла верховые разные: арбакашные, восточные, кавказские.
 
 
     Сёдла арбакашные — применяются при запряжке лошади в арбу, одновременно служат седёлкой. Всадник ногами упирается в оглобли арбы и собственным весом уравновешивает груз на арбе. Седло по конструкции крайне упрощённое, представляет собой деревянный арчак с потником и подпругой, не имеет путлищ и стремян и поэтому как сёдел без арбы не может быть использовано. Изготовление было не стандартизировано и предусматривалось ТУ.
 
     Сёдла восточные — применяются главным образом в среднеазиатских республиках По материалам и способам изготовления аналогичны сёдлам казачьим, более упрощённой конструкции, отличаются своей отделкой. Изготавливались по ТУ.
 
     Сёдла кавказские — то же, что и восточные.

 

 

 

Седло вольтижировочное

 

 

 

      Сёдла спортивные бывают вольтижировочные и скаковые.
 
     Вольтижировочные по конструкции относятся к сёдлам неразборным, все детали, составляющие седло, скрепляются между собой наглухо. В этих седлах взамен ленчика имеется арчак, а задняя часть седла совершенно мягкая. Подушка седла состоит из нижней передней подушки, в свою очередь состоящей из двух полуподушек, и верхней подушки. Каждая передняя подушка изготовляется из десяти слоёв потникового войлока с прокладкой оленьей шерсти, задняя подушка — из проклеенного клейстером войлока с прокладкой картона. Верхняя подушка состоит из верхней и нижней стенок. Верхняя стенка изготовляется из шорно-седельной юфти, а нижняя — из холста. Назначение подушки предохранить лошадь от ударов и потёртостей и облегчить всаднику выполнение упражнений по обучению верховой езде в манеже.

 

 

 

Седло скаковое

 

 

 

     Сёдла верховые скаковые по конструкции относятся к группе полуразборных сёдел. Изготовляются в основном из тех же материалов и деталей, что и сёдла верховые кавалерийские. Отличаются меньшим размером, весом, облегчённой конструкцией и отсутствием вьючных принадлежностей.
 

 

 

 

 

      Сёдла вьючные.

 
     Сёдла вьючные служат для перевозки грузов на спине лошади, мула, осла, верблюда.
      Основой  вьючного седла являются в основном те же детали, что и в седле верховом кавалерийского образца, с небольшими конструктивными изменениями. В седле вьючном нет сиденья, крыльев и путлищ со стременами. Под ленчик сделаны дополнительные прокладки. Потниковая крыша увеличена на 10 см, в передней части потника и потниковой крыши увеличен вырез. Для пристегивания гортов к шлейкам поставлены специальные ремни с кольцами, ширина гортов увеличена до 25 мм. В отличие от седла кавалерийского, подпруги могут быть или цельными из сыромятных ремней с тесьмяной прокладкой или отъёмными из тесьмы ТРТ. Вместо подперсья на седле имеется передняя шлейка с подгрудными и соединительными ремнями. Сзади седло поддерживаются задней шлейкой с подхвостьем. Путлища со стременами отсутствуют. Сёдла снабжены вьючными приспособлениями (дополнительные подпруги, подкладки, прокладки, рамы подвесные и для крепления грузов, крючки вьючные, троки, ремни, увязочные веревки, специальные вьючные чемоданы, брезент и т. д.) для крепления груза на седле и предохранения последнего от дождя и снега.
     Сёдла вьючные для мулов и ослов принципиально такие же, как и для лошади, только меньших размеров; для верблюда имеют конструктивные изменения сообразно форме спины верблюда, подушки набиваются сухой осокой или камышовыми листьями, низ подшивается войлоком, а верх подушек покрывается парусиной, пропитанной водоупорной смесью. Материалы, конструкция и размеры деталей и узлов сёдел должны были отвечать требованиям действующих ГОСТ, ОСТ и ТУ на них.
 
 
 
 
 

Седло вьючное

 

 
 
 
 
 
     Специфические требования к изготовлению ременных деталей следующие. Все ремни выкраиваются вдоль кожи из чепрачной части и должны быть хорошо выстроганы с бахтармы. Пряжки пришиваются только к тонким концам ремней. Прошивка производится нитями для шорно-седельных изделий, пропитанными специальным консервирующим составом. Разрешается пошивка сыромятными и сырцовыми сшивками, а скрепление ременных деталей сёдел казачьего типа допускается производить специальной узловой вязкой. Все тесьмяные детали, зашиваемые на металлическую фурнитуру, должны иметь прокладку в части, огибающей металл, из сходовой сыромяти или из другой любой мягкой кожи.
 
     Все виды сёдел в СССР как комплектно, так и по предметам (частям) изготовлялись двух сортов: 1-го и 2-го. Сортность определялась совокупностью допускаемых пороков, предусмотренных действующими ТУ. В готовых сёдлах не допускались следующие дефекты по материалам и работе: в кожаных деталях — прорези под углом более 45° к продольной оси ремня, подрезы глубиной более ¼ толщины детали и между отверстиями для шпенька пряжки, закал, садка лица, задевающая дерму кожи, непрочная окраска лица кожи. В деталях из заменителей кожи — дыры, прорези, складки, расслаивание, непрочная окраска, осыпание пленки; в деталях из войлока — завалы, утонения, репьи, иглы от кардолент; в металлических деталях — режущая поверхность, коррозия, непрочность крепления, деформация.
 
 
     Готовые сёдла должны были отвечать следующим требованиям: прочное и точное по установленным размерам крепление и соединение отдельных деталей седла: ленчика, подушки, путлищ, крыльев, сиденья, крышки, вьючных ремней и др.
 
 
     Все ременные детали как из сыромятной кожи, так и из шорно-сёдельной должны были иметь чисто и ровно отделанные края, ровно замысованные и продороженные чётким рифелем; ниточное крепление деталей должно было быть прочным, шов с нормальным количеством стежков, без обрывов, петляний; концы ниточного шва прочно закреплялись детали, скреплённые узловой вязкой, должны были быть оправлены и иметь плотную затяжку. В кожаных деталях допускались без ограничения: лизуха, подсед мелкий, следы укуса насекомых.
     В готовых сёдлах 1-го сорта допускались следующие дефекты производства: неровная обрезка краёв деталей до 1 мм- изменение количества стежков до трёх в большую или меньшую сторону; неровная строчка по длине до 10 мм.
      В сёдлах 2-го сорта, кроме пороков, допускаемых в сёдлах 1-го сорта, допускалось: 1) перебитость строчки на протяжении более 7 мм, 2) неутянутость строчки на протяжении до 30 мм, 3) плохая замысовка и дорожка ремней; 4) неправильно пробитые отверстия для шпенька пряжки, удаленные до 1 мм от середины ремня.

     Допускались дефекты по материалам и производству в размерах и количествах, предусмотренных в действующих ОСТ и ТУ. По совокупности дефектов по материалам и производству общее количество их допускалось в сёдлах 1-го сорта не более 7, в сёдлах 2-го сорта — не более 10.

      Подробное описание дефектов материала и производства — как  Шорно-сёдельные товары.

 

      Маркировка сёдел производилась путём клеймения детали в зависимости от материала и конструкции: горячим выбивным или красочным клеймом с указанием наименования предприятия-изготовителя, номера ОСТ или ТУ, сорта, даты выпуска, номера контролёра. Маркировка должна была быть чёткой и прочной.

 

      Упаковка сёдел производилась в ящики по четыре седла с укладкой вниз и по бокам деталей из войлока.

 

     Хранение сёдел производилось в помещениях, обеспечивающих регулирование температуры и оборудованных специальными стеллажами. Изделия не должны были располагаться непосредственно на полу или соприкасаться со стенами и при хранении не должны были терять своего товарного вида. При длительном хранении войлочные детали периодически пересыпались нафталином; металлические детали смазывались минеральной смазкой.

 

Шорно-седельные товары