Воздушные грузовые перевозки

 

      Воздушные грузовые перевозки — наиболее быстрые, а для многих отдаленных и труднодоступных районов и единственно возможные. Особое значение имеют воздушные-грузовые перевозки. скоропортящихся продуктов — живой рыбы, цветов, ягод, фруктов и других товаров, требующих особенно быстрой доставки потребителю.

 

 

Нагрудный знак сотрудника АЭРОФЛОТ

 

 

 

      Перевозки товаров воздушным транспортом получили в Советском Союзе широкое развитие. Особенно бурно воздушные грузовые перевозки развивались в годы первых пятилеток. К началу Великой Отечественной войны СССР занимал по грузообороту воздушных грузовых перевозок первое место в мире. Воздушными линиями были соединены все более или менее крупные населенные пункты СССР. По шестому пятилетнему плану (1956—1960 гг.) грузооборот воздушных грузовых перевозок увечичился в два раза. Организация и обслуживание перевозок пассажиров и грузов по воздушным линиям СССР производилась в порядке, установленном воздушным кодексом СССР и изданными на его основании правилами.

     Основной хозяйственной единицей на гражданском воздушном транспорте являлся аэропорт. По направлениям порты различают: аэропорты отправления, назначения и промежуточные. К последним относятся аэропорты, через которые воздушные перевозки совершаются транзитом как с перегрузкой, так и без перегрузки. 

     Воздушные грузовые перевозки совершались по договорам, заключенным начальниками аэропортов или начальниками городских агентств и по отдельным заявкам отправителей. В договоре предусматривалось количество груза, сроки предъявления его к перевозке, сроки перевозки и санкции за нарушение условий договора. Сроки отправки. Грузы, принятые на склад аэропорта, должны были быть отправлены не позднее 72 часов после приёмки: товаробагаж отправляется в первую очередь или, в крайнем случае, не позднее 36 часов с момента приёмки. В случае невозможности отправки по каким-либо причинам (метеорологические условия и пр.) аэропорт сообщал об этом грузоотправителю. За задержку доставки груза на срок свыше суток грузоотправитель мог взыскать штраф из расчета 5% провозной платы за каждые просроченные сутки, по не более 50% всей провозной платы.

 

 

Нагрудный знак ГВФ за налёт 1.000.000 км

 

 

 

 

     Объявление ценности. Груз мог быть отправлен с объявленной ценностью, которая не должна превышать действительную стоимость груза.

     Для груза, действительную ценность которого в случае утраты невозможно определить, объявление ценности обязательно. К таким грузам относились: драгоценные металлы, драгоценные камни, произведения искусства и домашние вещи. Приём грузов с наложенным платежом к воздушным перевозкам не разрешаелся.

 

     Упаковка и маркировка. Груз, размеры которого (в см) превышают 80х80х150 или вес которого превышал 200 кг, считаелся громоздким и тяжеловесным и принимается к перевозке с разрешения начальника аэропорта, а груз более 1000 кг или менее 5 кг к перевозке не принимался.

     Груз должен был быть замаркирован отправителем; на упаковке должны были быть указаны пункты отправления и назначения, наименование и адрес отправителя и получателя и вес.

 

 

Нагрудный знак ГВФ за налёт 1.000.000 км

 

 

 

 

     Перевозка товаробагажа. По желанию отправителя груз мог быть принят к отправке товаробагажом. В этом случае груз отправлялся вне очереди. Вес каждого места, отправляемого товаробагажом, не должен был превышать 8 кг, а габариты (в см) — 50х50х100. Товаробагаж должен был быть упакован в ящики или мягкую тару и обшит.

 

     Перевозка скоропортящихся ценных грузов. Скоропортящиеся грузы (плодоовощи, мясо, рыбопродукты, молоко и молочные продукты, цветы) для перевозки воздушным транспортом принимались только в доброкачественном состоянии. Эти грузы должны были быть упакованы в стандартную прочную чистую тару. Если груз следовал без сопровождающего, то каждое место должно было быть перевязано и опломбировано. Такой груз выдавался получателю по числу мест. Скоропортящиеся грузы должны были быть отправлены не позднее 24 часов с момента поступления их в аэропорт отправления. При массовых перевозках скоропортящихся грузов условия и порядок упаковки, сопровождение проводником и сдача груза определялись договорами. Каждое место скоропортящегося груза должно было быть отправителем замаркировано специальной наклейкой или трафаретом, нанесённым несмываемой краской. О вылете самолета со скоропортящимся грузом аэропорт отправления немедленно извещал отправителя, а аэропорт назначения — грузополучателя. Если грузополучатель в течение 1 часа после посадки самолета не являлся за получением груза, извещение посылалось вторично. Скоропортящиеся грузы могли быть реализованы аэропортом ранее истечения срока хранения, если имелась угроза их порчи, что должно было быть удостоверено экспертом.

     Текстиль, меховые изделия, меха, кожа, обувь и другие ценные грузы упаковывавались в фанерные ящики, обшитые мешковиной и с опломбированными концами ушивки. Грузы с неправильной или поврежденной упаковкой к перевозке не принимались. Вес груза указывался отправителем на упаковке и проверялся кладовщиком, который также проверяет маркировку груза и дополнительно маркировал каждое место транспортной маркировкой. Для маркировки можно было пользоваться бумажными ярлыками.

      Груз, подлежащий перевозке, сдавался в аэропорт под квитанцию, заполняемую грузоотправителем в четырёх экземплярах. Правильное заполнение квитанции проверялось приёмщиком груза. За неправильность или неполноту сведений, сообщённых отправителем в квитанции, взимался штраф. К грузовой квитанции прилагаются все необходимые документы: при перевозке растений — карантинные удостоверения, при перевозке живности — ветеринарные, при перевозке скоропортящихся грузов — соответствующие сертификаты, заводские документы и др. Качественные удостоверения или сертификаты должны были быть выписаны в день сдачи груза к перевозке. Выданные ранее этого срока считались недействительными. Если груз отправлялся частями, то на каждую часть составлялась в трёх экземплярах досылочная квитанция. Грузовые квитанции направлялись в пункт назначения с первой частью груза и с первой досылочной квитанцией. По желанию получателя груз мог быть выдан частями на основании досылочпой квитанции.

 

     Переадресовка груза. Грузополучатель мог переадресовать груз на другой пункт назначения и изменить наименование получателя. Такое указание могло быть сделано как промежуточным аэропортом, так и аэропортом назначения. За переадресовку груза уплачивался сбор и возмещалисья все фактические расходы, связанные с переадресовкой.  

     Сроки доставки груза определялись реальными возможностями и проставлялись в грузовой квитанции. За очередностью отправки и движением груза, вплоть до выдачи его получателю, велось наблюдение. Обычно грузы отправлялись по кратчайшему направлению действующих воздушных линий прямыми самолетами непосредственно до конечного аэропорта. Воздушнотранспортные предприятия могли по особым соглашениям осуществлять  перевозку грузов специальными рейсами вне установленного расписания движения самолётов с оплатой по специальному тарифу. Транзитные грузы с перегрузкой в промежуточных аэропортах принимались к отправке в количестве не более 200 кг на каждый начальный грузовой рейс. Приём транзитного груза в большем количестве допускался только по особому разрешению.

     Грузы опасные, скоропортящиеся, негабаритные и тяжеловесные к отправке транзитом не принимались.

 

 

 

Нагрудный знак ГВФ за налёт 500.000 км

 

 

 

      Сохранность груза. При следовании груза с сопровождающим ответственность за сохранность груза нёс сопровождающий, во всех остальных случаях — воздушнотранспортные предприятия. По прибытии самолёта груз сдавался в кладовую и при этом проверялся кладовщиком или бригадиром грузчиков (по каждой квитанции и накладной в отдельности). При необходимости производилось взвешивание и вскрытие груза, а в случае недостачи, повреждения упаковки, отсутствия документов, засылки отдельных мост составлялся акт на неправильность перевозки (см. Коммерческий акт). По прибытии груза аэропорт в тот же день сообщал об этом по телефону, телеграфу, почтой или нарочным получателю. За посылку уведомления взыскивался сбор. До выдачи груза кладовщик аэропорта проверял правильность оплаты стоимости перевозки, причём излишне взысканные суммы аэропорт отправления обязан был вернуть отправителю, а недобранные суммы вносились грузополучателем. За утрату груза или багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, воздушнотранспортное предприятие несло ответственность в размере объявленной ценности, но не свыше действительной стоимости, а за утрату груза, принятого без объявленной ценности,— в размере действительной стоимости утраченного груза. Претензии по частичной и полной утрате груза подавались получателем через аэропорт назначения Управлению воздушнотранспортного предприятия в месячный срок. Выдача груза производилась по установленным правилам. Правила, регулирующие вывоз прибывшего груза из аэропортов, были аналогичны таким же правилам, действующим на других видах транспорта (см. Вывоз груза). В случае перерыва рейса по каким-либо причинам (неблагоприятные метеорологические условия и др.) груз мог быть перегружен с самолёта и отправлен к месту назначения железной дорогой, водным или автомобильным транспортом. Если груз оказывался испорченным, он передается местным торгующим организациям для реализации, а при невозможности продажи из-за полной негодности — уничтожался. Неисправность, снятие груза с самолёта, его реализация или уничтожение оформлялись актом.

      Грузы и багаж могли перевозиться железнодорожно-воздушным и другими видами смешанных сообщений. Эти перевозки совершались по нормам, правилам и тарифам, действующим на соответствующем виде транспорта.