Общественный контроль в торговле

 

 

 

     Общественный контроль в торговле советского периода осуществлялся главным образом через профсоюзы. Рассмотрим конец пятидесятых и шестидесятые годы.

 

 

 

     Массовый общественный контроль осуществлялся через фабрично-заводские и местные комитеты, комиссии общественного контроля и общественных контролеров при них. Комиссия общественного контроля избиралась открытым голосованием сроком на 1 год на общезаводском (фабричном) собрании (конференции) рабочих и служащих или на общем собрании общественных контролёров. Общественные контролёры избирались на сменных цеховых собраниях или на собраниях профсоюзных групп на тот же срок. В небольших организациях и предприятиях работу по общественному контролю проводил один из членов ФЗМК.

     В зависимости от объёма работ — количества магазинов, столовых, буфетов, складов, овощехранилищ, баз и других торговых предприятий, прикрепленных для общественного контроля к той или иной профсоюзной организации, численность комиссии общественного контроля определялась ФЗМК в 5—21 человек. Общественные контролеры избирались в помощь комиссии. К участию в общественном контроле привлекались не только рабочие и служащие данного предприятия, но и члены их семей. Основной задачей комиссий общественного контроля является борьба за высокую культуру торговли, искоренение недостатков по обслуживанию трудящихся, активное содействие систематическому улучшению обслуживания рабочих, служащих и членов их семей предприятиями торговли и общественного питания. Комиссия общественного контроля не только вскрывала, но и помогала устранять недостатки в их работе. В этих целях комиссия общественного контроля проверяла, достаточна ли сеть предприятий торговли и общественного питания, обслуживающая рабочих и служащих данного предприятия как по месту работы, так и по месту жительства, её дислокацию, техническое оснащение и добивалась, когда и где это необходимо, расширения сети и улучшения её состояния; следила за своевременным завозом товаров в торговую сеть и продуктов предприятия общественного питания в установленном ассортименте, проверяя в связи с этим работу складов, баз, овощехранилищ, трестов столовых, орсов. Комиссия общественного контроля добивалась широкого внедрения прогрессивных форм обслуживания (торговли без продавцов, доставки товаров на дом, организации в продовольственных магазинах столов заказов, предварительной расфасовки товаров и пр.).

     Важнейшая задача комиссий общественного контроля в предприятиях общественного питания — удешевление стоимости общественного питания рабочих и служащих путём сокращения накладных расходов, ликвидации непроизводительных затрат и потерь и снижения за счет этого наценок на блюда. В торговых организациях, имеющих подсобное сельское хозяйство, комиссия общественного контроля добивалась проведения мер по дальнейшему развитию и укреплению этих хозяйств и увеличению их товарности. На тех предприятиях, где есть орсы, комиссия общественного контроля контролировала всю торговую, заготовительную и финансово-хозяйственную деятельность орса, следила, насколько своевременно и полно получает орс выделяемые ему фонды товаров, а также за правильностью использования их; проверяла работу орса по вовлечению в товарооборот товаров из местных источников; разрабатывала и вносила на рассмотрение ФЗМК и общих собраний вопросы и предложения по улучшению работы предприятий; давала заключения о работе магазинов, столовых, подсобных хозяйств, орсов при рассмотрении фабрично-заводским (местным) комитетом, ЦК соответствующего профсоюза и министерствами торговли итогов Всесоюзного социалистического соревнования работников торговли и общественного питания, а также давала заключения о работе бригад, секций, отделов и отдельных работников, представляемых для присвоения званий «Бригада приготовления пищи отличного качества», «Бригада (секция, отдел) отличного обслуживания покупателей», «Лучший повар», «Лучший продавец», «Лучший кладовщик», «Мастер-повар» и др., а также для награждения значком «Отличник советской торговли».

 

 

 

Удостоверение общественного контролёра

 

 

 

 

     Повседневный общественный контроль непосредственно над отдельными, предприятиями торговли и общественного питания осуществляли общественные контролёры. Они проверяли своевременность завоза товаров, наличие запаса товаров и продуктов в установленном ассортименте, правильность хранения товаров, соблюдение ассортиментного минимума и наличие в продаже товаров повседневного спроса и разнообразия блюд в столовых. Следили за тем, чтобы отпуск товаров производился полным весом и мерой и только из торгового зала, а при приготовлении пищи продукты закладывались бы и вес (выход) готовых блюд был в соответствии с калькуляцией; соблюдались санитарные требования и другие правила торговли, повышения культуры торговли, быстрого, вежливого и внимательного отношения работников к покупателям и т. п. При выявлении недостатков в работе магазинов, палаток, столовых, буфетов, складов, овощехранилищ общественные контролёры принимали через руководителя торгового предприятия или вышестоящей организации необходимые меры к устранению вскрытых недостатков и делали об этом записи в «Контрольный журнал торгового предприятия». В случае необходимости общественные контролеры ставили вопрос о выявленных недостатках на рассмотрение комиссии общественного контролера или ФЗМК. Общественные контролеры имели право составлять акты об обнаруженных нарушениях правил продажи товаров и блюд и других незаконных действиях со стороны работников торговых организаций и передают эти акты ФЗМК для направления вышестоящей торговой организации, а при наличии признаков уголовно-наказуемых действий акт направляется ФЗМК в органы прокуратуры. Для выполнения возложенных на них обязанностей членам комиссии общественного контроля и общественным контролерам было предоставлено право осматривать все помещения, принадлежащие проверяемому предприятию, производить контрольные покупки товаров, изымать образцы товаров и блюд для экспертизы и лабораторных анализов с отнесением расходов на это на торговое предприятие, а также изымать копии товарно-материальных документов, незаконные измерительные приборы, применение которых влечёт к обману покупателей, требовать снятия с продажи недоброкачественных или неоформленных соответствующими приходно-расходными документами товаров и блюд. Члены комиссии общественного контроля и общественные контролеры были вправе знакомиться со всеми товарными и иными документами и распоряжениями вышестоящих организаций по вопросам торговли и общественного питания, требовать необходимые письменные объяснения по обнаруженным недочетам в работе контролируемых предприятий.

     Члены комиссий общественного контроля и общественные контролёры осуществляли контроль в предприятиях, к которым они были прикреплены, по удостоверениям, выдаваемым соответствующими фабрично-заводскими или местными комитетами на основе особого «Положения о комиссии общественного контроля и общественных контролерах фабрично-заводского (местного) комитета профсоюза за работой предприятий торговли и общественного питания», утвержденного ВЦСПС постановлением от 8 марта 1957 г и согласованного с Министерством торговли СССР и Центросоюзом.

     Общественные контролеры привлекались к проверкам, проводимым госторгинспекпиями и другими контрольными органами, к участию в снятии остатков товаров и материальных ценностей при переучете, изменении цен и при внезапных ревизиях, к участию в ревизионной работе, проводимой ведомственными ревизорами, в комиссиях по бракеражу товаров, полуфабрикатов и готовых изделий в столовых, покупательских конференциях и т. д.

 

     В предприятиях потребительской кооперации общественный контроль осуществляется в лавках и магазинах лавочными комиссиями; в столовых, чайных, ресторанах, закусочных столовыми комиссиями, в производственных предприятиях комиссиями кооперативного контроля. Лавочные и столовые комиссии и комиссии кооперативного контроля избирались в количестве от 3 до 7 человек открытым голосованием на участковых собраниях пайщиков сроком ва 1 год. Комиссии при торговых и производственных предприятиях, находящихся в ведении райпотребсоюзов, избирались на собраниях уполномоченных райпотребсоюзов по представлению правления райпотребсоюза и комитетов профсоюзов. Комиссии отчитывались о своей работе перед избравшими их пайщиками на участковых собраниях потребительского общества или на собраниях уполномоченных райпотребсоюза не реже двух раз в год.

     Лавочные и столовые комиссии работали на основе особых положений, утвержденных постановлением третьего (очередного) собрания Совета Центросоюза от 21—23 марта 1957 г., а комиссия кооперативного контроля при производственных предприятиях потребительской кооперации — на основе положения, утвержденного правлением Центросоюза от 6 мая 1957 г. Содержание работ всех трёх комиссий по существу совпадала с вышеописанными задачами и функциями комиссий общественного контроля и общественных контролеров фабрично-заводских и местных комитетов.

 

Общественное питание Москвы

 

Обсуждение, предложения и восторги на форуме