Шляпы мужские

 

 

         Шляпы мужские выпускались фетровые, пуховые, фетровые шерстяные, фетровые жёсткие, текстильные, соломенные, из листьев растений, бумажные, меховые, из синтетических материалов и др. Мужские шляпы в 50-х годах имели относительно установившиеся фасоны. Некоторым изменениям подвергались форма головки и ширина и форма полей. Некоторые фасоны выпускались с полями, обшитыми лентой (фасон бридэ). Изготовлялись в основном от №53 до №63 включительно. Выпускались в некоторых случаях также промежуточных размеров: 53½, 54½ и т.д.

 

     Фетровые пуховые шляпы (РТУ РСФСР 379-58) подразделялись на велюровые, ворсовые, под замшу и гладкие. Сортировались на три сорта: 1-й, 2-й и 3-й, выпускались гладкокрашеные и меланжевые (из смеси волоков, окрашенных в различные цвета), разных артикулов, которые присваивались им в зависимости от качества сырья. Отделки и фурнитуры. Имели поля шириной от 4 до 8 см, в зависимости от фасона; ширина налобника от 4,5 до 5,0 см; толщина (в мм): гладких и под замшу в головке 1,7 в полях 1,9; велюровых и ворсовых соответственно 1,8 и 2,0; вес шляпы среднего размера; (56-57) с фурнитурой не более: под замшу и гладких 120 г, велюровых и ворсовых 135 г; содержание влаги не более 13%, прочность окраски (в баллах по ГОСТ 5751-51) не менее: к свету 4, к воде 4/4. Выпускались также фетровые шляпы с длинным подстрижены ворсом, образованным за счёт примеси различных волокон (грубой нераскрашиваемой песиги, шерсти, обработанной уксусным ангибридом, искусственных и синтетических волокон), выходящих на поверхность в создающих какой-либо эффект.

 

 

Мужская велюровая шляпа постоянной формы

 

 

 

Пуховая шляпа с длинным ворсом

 

 

 

 

 

     Фетровые шерстяные шляпы (РТУ РСФСР 380-58) изготавливались ворсовые, гладкие и под замшу; подразделялись на мягкие и полужёсткие, сортировались на два сорта: 1-й и 2-й. Толщина (в мм): головки 1,5, полей 1,9: вес 130 г: прочность окраски не менее 3 по ГОСТ 5751-51. Головка больших шляп бывала отделана перфорацией (для вентиляции в летнее время). Чаще всего выпускались полужёсткие с приклеенной головкой, отформованной с вмятинами («сложенной») для носки в приданной на фабрике форме, которую потребитель сам уже не менял.

 

 

Шляпа под замшу с перфорацией

 

 

 

 

     Фетровые жёсткие шляпы (котелки) имели круглую головку и узкие загнутые поля. Вырабатывались из тонкого пухового фетра самого высокого качества. Сырьём служил пух дикого кролика и пух со спинки зайца-русака с добавлением волоса речного бобра, ондатры и т.д. По выделке они являлись касторовыми, т.е. имели нечесаный, ровно подстриженный плотно приутюженный и запрессованный ворс, почти незаметный на глаз. Края узких полей были загнуты и обшиты шёлковой лентой фай. Для большей жёсткости под ленту часто заделывали каркас из стальной проволоки. Котелки сильно проклеивали целиком (поля и головка) шеллаком, растворённом в спирте. Они обладали общим для всех жёстких мужских шляп недостатков: должны были точно совпадать с формой головы, отступление от этого могло вызвать головные боли. Для индивидуального приспособления жёсткой мужской шляпы к голове пользовались специальными устройствами – конформаторами, с помощью которых снимали чертёж с головы, и по этому чертежу подправляли болванку и по ней уточняли форму.

 

 

Шляпа котелок

 

 

 

 

     Основание головки всех фетровых мужских шляп отделывался лентой, шнуром, тесьмой из фетра или кожи; бант или пряжка помещался слева или сзади. Что интересно, при просмотре многих кинофильмов этот принцип не соблюдается, что явно указывает на конец культуры ношения шляп в обществе. Налобник для всех мужских шляп, кроме велюровых, мог состоять из двух частей с малозаметной склейкой.

 

     Производство фетровых мужских шляп, фасоны и материалы которых довольно устойчивы, в основной массе было сосредоточено на оборудованных предприятиях с разработанной для массового производства технологией. Подобранная партия колпаков аппретировалась натуральным шеллаком. Дозировка и концентрация раствора зависели от необходимой жёсткости и качества колпаков. Аппретированные колпаки натягивали на формы и сушили; шерстяные после этого декатировались острым паром (около часа), пуховые декатировались в аппаратах быстрого действия или оставлялись без декатировки. Снятые с формы шляпы подвергались прессованию в фасонных гидропрессах. После этого производилась облагораживающая обработка поверхности и обрезка края полей. Обработка поверхности: для обыкновенных гладких – двух- или трёхкратная шлифовка («бимсовка») тонкой шлифовальной шкуркой (стеклянной, корундовой или карборундовой) и вращающейся щёткой, удаление пыли выколачиванием; заводка остатков короткого ворса трением кусов увлажнённого фетра; для шляп под замшу производилась подробная обработка, но при бóльших скоростях; для велюровых – начёсывание ворса шкурами некоторых пород акул (катран и др.) с крючкообразными чешуйками, подъём образованного ворса на ворсальных машинах и подстригание поднятого ворса на заданную высоту. Отделка шляп состояла в том, что вшивался налобник и подкладка и нашивалась лента. Налобник изготавливался из галантерейной кожи или заменителя светлых цветов или под цвет шляпы, окрашенной прочными к влаге и поту красителями, но не нитролаковыми, т.к. она должна была сохранять пористость и не вызывать потения головы. Подкладка делалась из двух кусков шёлковой ткани (вискозный сатин-дубль, атлас, саржа, либерти, фуляр): донышка и скоса, образовывавшего боковые стороны подкладки. Отдельные виды шляп могли быть без подкладки.

 

     Для ленты применялся фай шляпный №№3, 5, 7, 9 и 12 безусадочный, обработанный, т.к. другая лента от действия атмосферной влаги стягивала бы головку, уменьшая её, и не только портила бы вид шляпы, но и делала её непригодной по размеру. Нижняя кромка ленты пришивалась редкими потайными стежками. Верхняя кромка примётывалась большими наружными стежками для защиты от помятия ленты при упаковке и хранении. При продаже шляпы эту намётку следовало выдёргивать. Отделка полей заключалась в утюжке.

 

     В фетровых шляпах 1-го сорта допускалось отклонение по толщине не более чем в двух местах в пределах до 0,4 мм сверх общего допуска при условии главного перехода к местам с нормальной толщиной. В шерстяных шляпах 2-го и 3-го сорта допускались отдельный дефекты (не более трёх для 2-го и семи для 3-го сорта) в виде незначительных неравномерностей в материале или отделке, не влияющих на носкость изделия.

    

 

     Текстильные шляпы (из тканей, трикотажа) изготавливались полужёсткие и мягкие. Распространены были полужёсткие летние из х.-б., льняной, вискозной или капроновой ткани рисунчатого переплетения или переплетения рогожки и демисезонные из шерстяных тканей (сукна), поля в них состояли из двух наружных слоёв с прокладкой (для жёсткости) внутреннего более плотного (часто проклеенного) слоя, простроченных частыми параллельными строчками. Головка мягкая, сшитая из двух, четырёх, или шести клиньев, состояла из одного покровного слоя с лёгкой прокладкой.

 

 

Суконная шляпа

 

 

 

     Шляпы из трикотажного (обычно вертелочного) вискозного или капронового полотна имели такую же конструкцию, как и тканевые. Налобник из искусственной кожи имел ширину от 2,5 до 4,0 см. Отделка – лента или тесьма.

 

 

Капроновая трикотажная шляпа

 

 

 

Шляпа из вертелочного полотна с нитропокрытием

 

 

 

     Необходимая жёсткость, стойкость формы и влагоустойчивость обеспечивались проклейкой шеллаком с последующим нитролаковым покрытием.

 

 

Шляпа из непромокаемой ткани на полужёстком каркасе

 

 

 

     Поля и головка полужёстких шляп заготавливались отдельно. Поля сшивались и прострачивались на машине спиральным швом. Головка выкраивалась в виде прямоугольника, близкого к квадрату, формовалась на болванке и высушивалась. После этого шляпа собиралась, головка сострачивалась с полями, покрывалась влагостойкой проклейкой и отделывалась. При нитролаковом покрытии, не пропускающем воздуха, с боков головки пробивались несколько небольших отверстий для вентиляции, обычно располагаемых в виде какого-нибудь узора.

 

 

 

     Соломенные шляпы изготавливались главным образом из китайской соломки – тесьмы, сплетённой из пшеничной соломы ручным способом.  

 

 

Канотье

 

 

 

 

     Шляпы из листьев растений изготавливались из цельноплетёных конических заготовок (колпаков) из рафии, завозимой из тропических стран. Рафия – собирательное наименование всех заготовок этого рода, поскольку самым массовым материалом для них служила кожица листьев многочисленных видов пальм из рода рафии.Шляпы из рафии могут быть различные: тонкие, нежные, шелковистые, грубые и жёсткие. Шляпы-панамы из Центральноамериканских, южноамериканских (боливийских и эквадорских) колпаков отличались высоким качеством , высокой прочностью, эластичностью и долголетней носкостью.

 

 

Шляпа из рафии

 

    

     Шляпы из древесной стружки вырабатывались из очень узкой, равномерной древесной стружки. Они были распространены во многих районах белорусских и северных областей. Материалом служили плетённые из стружки рогожки – спартри. В свежем виде шляпы из спартри имели неплохой вид, но они были непрочны, быстро темнели и грязнились.

 

     Более практичными были шляпы из спартри рисунчатого переплетения, из стружки, окрашенной в различные цвета, рассчитанные на носку в течение одного сезона.

 

     Бумажные шляпы изготавливались плетением из узких скрученных в шпагат полосок бумаги с водостойкой обработкой. Эти шляпы были вполне доброкачественные и очень красивые и хорошо имитировали дорогие Центральноамериканские панамы.

 

 

 

Бумажная шляпа

 

 

 

    

     Меховые шляпы выпускались различных фасонов.

 

     Наиболее была распространена пушкинская, напоминающая по фасону мягкую фетровую шляпу. Меховые шляпы изготавливались из выделанных натуральных или крашенных шкурок с коротким плоским волосяным покровом – каракуля, каракульчи и др.

 

 

Меховая шляпа с плоскими полями

 

 

 

Меховая шляпа с загнутыми вверх полями

 

 

 

     Специальные шляпы вырабатывались различных назначений: для работ в металлургической и машиностроительной промышленности, для горных работ и др.

 

     Шляпы текстильные предназначались для работ в металлургической и машиностроительной промышленности, состояли из колпака и полей, вырабатывались ииз русского серошинельного сукна арт. 334. Имели подкладку из сурового полотна или равентуха. Колпак состоял из шести клиньев, на задних трёх клиньях вставлялось по три блочка с отверстиями для вентиляциями. Поля состояли из двух слоёв простроченной ткани. В месте пришива полей к колпаку имелся съёмный налобник. В краях полей для устойчивсти прокладывалось кольцо из проволоки диаметром 1,5 мм. Выпускались эти шляпы трёх размеров.

 

 

Специальная текстильная шляпа

 

 

 

      Специальные войлочные, сформированные в виде конуса или сшитые из грубошерстного технического войлока, применялись как защитная прозодежда в горячих цехах металлургических заводов для защиты головы и верхней части лица от тепла, излучаемого от тепла печей и металла. Широкие поля служили защитным козырьком, в случае надобности легко отгибались.

 

     Кожаные шляпы имели специальное назначение, применялись в шахтах (для горных работ), имели устройство для крепления лампы. Они защищали голову от влаги и ушибов.

 

    

     Также были шляпы военные (панамы) и национальные.

 

 

Гуцулка с пером

 

 

 

Фетровая шляпа с лентой, украшенной национальным латышским рисунком

 

 

 

 

    

Подбор шляп

 

     Как и вся предыдущая информация эта также даётся в прошедшем времени, относя окончание широкой моды на ношение шляп на шестидесятые годы. Конечно, и сегодня изготавливают и продают шляпы, выпуская их часто по неизменной технологии. Однако, сегодняшний день для нас менее важен, чем прошлое этого предмета. Но правила подбора шляп остаются неизменными и их даём в настоящем времени.

     Фетровые шляпы при носке часто немного садятся, поэтому нельзя покупать шляпу, которая туго надевалась на голову. Лучше приобрести шляпу на полномера больше, чем нужно, тогда можно вложить под налобник полоску тонкого картона и впоследствии, когда шляпа сядет, вынуть её.

      Широкоплечим мужчинам с крупными чертами лица обычно идут широкополые шляпы; людям с тонкими мелкими чертами, узкоплечим – шляпы с узкими полями.

     К широкому лицу идёт шляпа с низкой головкой, к узкому – с высокой.

     Прямая головка всегда выглядит крупнее, чем коническая или головка, сложенная «пирожком» или с вмятинами на донышке и боках, поэтому шляпы с высокой прямой головкой идут лицам небольшого роста.

     Пожилым и солидным людям рекомендуется носить шляпу прямо, им идут фасоны руле (с закрученной кромкой полей) и бридэ (со слегка загнутыми полями, обшитыми лентой).

     Молодым людям идут шляпы с резкими изгибами полей, с поднятыми сзади и опущенными спереди полями.

     Молодым рекомендуется не прямая, а слегка скошенная посадка шляпы.

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

 

 

Шляпы мужские

 

Модель 227 "Волна" (Государственный знак качества). На тулье головки - рифления в виде волн. Поля узкие, слегка загнутые, перед отогнут вниз. Отделка - лента "фай", тесьма Гладкая - арт. 33-1002. Цена 1980 г. 7 р. 25 коп.; Ворсовая - арт. 302р-4002. Цена 7 р. 05 коп.

 

 

Шляпная коробка под мужскую шляпу (Щёлковская фетровая фабрика)

 

 

 

 

Головные уборы

Капитанки

Кепки (кепи)

Колпаки для шляп

Феска

Фетр

Шляпы

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме