Духи

Духи

     Духи относятся к группе парфюмерных товаров. Духи представляют собой прозрачные растворы душистых веществ в этиловом (винном) спирте. Главной составной частью духов, определяющей их товарное качество, является смесь разнообразных душистых веществ, образующих в своём сочетании приятный букет — парфюмерную «композицию».

 

     Действие духов заключается в том, что при нанесении их на ткань или волосы содержащиеся в них душистые вещества медленно испаряются, распространяя вокруг себя приятный аромат. (Ввиду высокой концентрации спирта и композиции в духах наносить их на кожу, во избежание раздражения, не рекомендуется).

 

 

 

 

     Сырьё. Основным сырьём для изготовления духов служат душистые природные вещества растительного или животного происхождения, а также синтетические, получаемые путём переработки различных эфирных масел или химического сырья. Общее количество душистых веществ, имевших практическое применение в советской парфюмерии с шестидесятых годов, превышало 250 наименований, из них около 100 синтетических. Душистые вещества растительного происхождения разделяются на эфирные масла, экстрактовые масла, бальзамы и смолы. Они извлекаются из различных частей растений: лепестков (роза, жасмин, азалия), цветов (лаванда, шалфей), зелёной массы растений (герань, базилик), плодов (кориандр, анис), корок цитрусовых плодов (апельсин, лимон, мандарин), листьев (пачули, мята), корней (ирис, аир), древесины (сандаловое дерево), лишайников (дубовый мох) и т. д.

 

 

     Эфирные масла получают путём отгонки с водяным паром из свежесобранного, завяленного, высушенного или ферментированного (выдержанного) растительного сырья, а также путём выжимания из корок свежих цитрусовых плодов. Способом перегонки получают наибольшее количество природных душистых веществ растительного происхождения.

 

     Экстрактовые масла получают из свежесобранных цветов с помощью легколетучих растворителей (серный или петролейный эфир, этиловый спирт) или сжиженных газов под давлением (углекислый газ и др.). Экстрактовые цветочные масла, особенно из цветов розы, жасмина, апельсинового дерева и др., являются наиболее ценным сырьём для получения высших сортов духов, а спиртовый экстракт дубового мха является основой при приготовлении духов шипрового направления.  

 

     Бальзамы — сложные смеси органических веществ, главным образом смол и эфирных масел. Бальзамы и отдельные виды смол тропических растений, обладающих приятным запахом, применяются для приготовления парфюмерных товаров и в частности духов. Среди них: толуанский (толутанский) бальзам, ладан, бензойная смола, стиракс и др.

 

     Душистые вещества животного происхождения являются продуктами жизнедеятельности различных желез некоторых животных. Из них наибольшее значение имеют: мускус — железы самца мускусной кабарги, касториум (бобровая струя) — железистые мешочки самцов бобров, цибет — продукт секреции абиссинской дикой кошки, амбра серая — продукт отложения в кишечнике кашалотовых китов. Эти вещества применяются в парфюмерии в виде спиртовых настоев.

     Природные душистые вещества являются естественными сложными композициями, в которых главное значение, определяющее основной тип или тон запаха, имеют 1—2 индивидуальных (химически однородных) душистых вещества, а остальные их только дополняют.

 

     Синтетические душистые вещества широко применяются для приготовления духов. Среди них имеется большое количество индивидуальных продуктов, встречающихся в эфирных маслах (например, ванилин, кумарин и др.), а также и такие, которые в природных продуктах не найдены, но благодаря своему приятному и стойкому аромату являются ценным сырьём для приготовления парфюмерных композиций (синтетический мускус и др.). Некоторые синтетические душистые вещества с указанием природных запахов, которые воспроизводятся при растворении в спирте, приводятся ниже.

 

 

Наименование душистого вещества

Наименование запаха

гидрооксицитронеллальландыш
ионон, метилиононфиалка, ирис
цитральлимон
линалилацетатбергамот
терпинеолсирень
фенилэтиловый спиртроза
дифенилоксидгерань
параметилацетофенончеремуха
эмилацетатгруша
ванилин, ванилальваниль
кумаринсвежее сено

 

 

 

     Среди синтетических веществ, применяемых в парфюмерии, имеются и такие, которые в чистом концентрированном виде пахнут дурно (индол, скатол), но, будучи введены в композицию при достаточном разбавлении, сообщают ей нужный оттенок запаха.

 

     Спирт этиловый ректификованный высшей очистки (в СССР с пятидесятых годов ГОСТ 5962—51), применяемый для производства духов в качестве растворителя, должен быть крепости не ниже 96,2° и без посторонних запахов. Содержание спирта в духах должно быть не менее 71%.

 

     Вода, добавляемая в некоторые духи, должна быть чистой, прозрачной, без запаха, не жёсткой или лучше всего дистиллированной.

 

 

     Производство духов. Процесс производства духов состоит из следующих стадий: 1) приготовление парфюмерных композиций, 2) приготовление настоев, 3) приготовление духов, 4) расфасовка, укупорка, отделка и упаковка духов.

 

      Наибольшую сложность в парфюмерном производстве представляет составление новых букетов — парфюмерных композиций для духов и одеколонов. Рецептура композиции должна быть составлена так, чтобы содержащиеся в ней различные душистые вещества гармонично сочетались между собой и испарялись по возможности равномерно, обеспечивая постоянство воспринимаемого запаха.

     Среди огромного ассортимента душистых веществ, применяемых в парфюмерии, имеются такие ароматы, которые не только дополняют, но и взаимно исключают друг друга. Иногда смешение двух душистых веществ ведёт к полному исчезновению или сильному взаимному ослаблению запаха обоих (т. н. дезодорация). Добавление к душистому веществу или к его смеси небольшого количества нового вещества, обладающего слабым ароматом, иногда ведёт к усилению запаха всего букета. Создание гармоничного сочетания различных душистых веществ, т. е. композиции, получается, прежде всего, при хорошем знании парфюмерных качеств, химических и физических свойств исходных продуктов, характера влияния их друг на друга. В состав одной композиции духов может входить до 90 наименований природных и синтетических веществ. Так, в композицию для духов Дружба входило 89 наименований, для духов Красная Москва — 58, для Шипра — 53 наименования и т. д. Исходные душистые вещества, отвешенные по ранее разработанному рецепту, смешиваются между собой или растворяются друг в друге. Для приготовления настоев применяются вещества животного происхождения (мускус, амбра, цибет и др.), смолы, бальзамы и различные виды растительного сырья (дубовый мох, листья пачули, корни ириса, стручки ванили, плоды кориандра и т. д.); в мелко раздробленном или растёртом виде их настаивают в этиловом спирте. Настои, введённые в состав духов вместе с композициями, дополняют запах духов, делают его более цельным и стойким.

     Приготовление духов производится следующим образом. В металлический герметически закрывающийся бак заливают взятые в соответствии с рецептурой этиловый спирт, композицию, настои, а в некоторых случаях поду и красители. Духи обычно окрашены в жёлтый или зелёный цвет различной интенсивности, зависящей от естественной окраски душистых веществ, входящих в состав композиции. Иногда духи дополнительно подкрашиваются водо- и спирторастворимыми красителями. Те и другие должны полностью удаляться при стирке, не оставляя на ткани пятен. Смесь тщательно перемешивается механической мешалкой или путём продувания воздуха и оставляется для выдержки в течение от нескольких суток до многих недель. Во время выдержки в духах происходят различные процессы: а) взаимодействие различных душистых веществ между собой и с этиловым спиртом, б) коагуляция (свёртывание) и выпадение в осадок веществ, труднорастворимых в спирте или в водно-спиртовом растворе данной концентрации. При длительной выдержке происходит также процесс созревания духов. По окончании выдержки духи фильтруют и расфасовывают.

 

 

 

 

 

 

 

     Ассортимент. Духи классифицируются по характеру запаха, содержанию душистых веществ и по стойкости запаха. По запаху они подразделяются на так называемые цветочные, напоминающие запах какого-либо цветка (Сирень, Ландыш, Фиалка, Жасмин, Гводика, Роза, Магнолия, Камелия, Серебристый ландыш, Белая сирень, Крымская фиалка и др.) и фантазийные, созданные творческой фантазией парфюмера и представляющие собой цветочный комплекс (букет), т. е. сочетание разных запахов, встречающихся в природе или не имеющих полной аналогии в природе. Изделиям с такого рода запахом парфюмерные фабрики присваивают условные наименования — Красная Москва, В полёт, Манон, Шиир, Белая ночь и др.

     Часто наименование фантазийных духов увязывается с формой флакона или рисунком на этикетке флакона или футляра (Кремль, Кавказская Ривьера), с юбилейными датами (1 Мая, Юбилей Советской Армии), с выдающимися произведениями искусства (Кармен, Пиковая дама, Русалка, Манон).

      Духи Сирень, Ландыш, Гвоздика, Фиалка, Жасмин в торговой практике объединяются в группу «Цветочная серия» под названием «ассорти». Духи цветочных запахов, названия которых содержат прилагательное (Белая сирень, Серебристый ландыш, Крымская фиалка и др.), отличаются запахом, наиболее приближающимся к запаху цветка. Фантазийные отличаются от цветочных более стойким запахом.

     Многие специалисты условно подразделяют запахи духов по тону на: «тёплые», «свежие», «холодные», «сладкие», «сухие» и т. д. К «тёплым» относили Красную Москву, Манон, Кармен, Золотую звезду, Гвоздику, Кремль; к «свежим» — Магнолию, Белую сирень; к «сладким» — Жасмин, Кремль, Акацию; к «сухим» (несладким) — Шипр, Подарочные.

 

     По качеству душистых веществ духи делились на три группы: А, Б, В.

      В группу А включались духи, содержащие от 7,5 до 20% композиции и до 35% настоев; сюда относились: Красная Москва, Белая сирень, Серебристый ландыш, Манон, Юбилей, Ленинград, Пиковая дама. Русалка, Дружба, Кристалл, Алмаз, Шипр, Сказка, Огни Москвы, Светлана, Украина, Днипро. Эти духи отличались наиболее интенсивным запахом.

     К группе Б относились духи, содержащие от 5 до 8% композиции, до 11% настоев и до 15% воды: Майский ландыш, Крымская фиалка. Кавказская Ривьера, Золотая осень, Цветок Грузии и др.

     В группу В входят духи, содержащие не менее 5% композиции, до 5% настоев и до 30% воды: Сирень, Ландыш, Фиалка, Гвоздика, Маки, Жасмин.

 

     По стойкости запаха духи подразделяюлись на две группы: I — у которых стойкость запаха должна быть не менее 40 часов, и II — не менее 30 часов.  

     К I группе относились духи следующих наименований: Аметист, Алмаз, Белая сирень, Белая акация, 8 марта, ВСХВ, Весна, В полёт, Вечер, Днипро, Жемчуг, Дружба, Зима, Золотая звезда, Камелия, Красный мак, Красная Москва, Кремль, Каменный цветок, Кристалл, Лель, Лето, Маска, Магнолия, Манон, Москва моя, Новогодние, Новая заря, Осень, Пиковая дама, Подарочные, Праздник урожая, 1 Мая, Поэзия, Родная Москва, Русалка, Сапфир, Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Утро, Чёрный ларец, Шипр, Щит, Юбилей, Юбилей Советской Армии, Эллада.

     Все остальные духи причисляли ко II группе. Каждому наименованию духов присвоен флакон определенной формы. Флакону в зависимости от формы присваивался прейскурантный номер. Исключение составляли духи ассорти, а также духи цветочной серии, которые вне зависимости от запаха (ландыша, сирени, фиалки и т. п.) разливались во флаконы одинаковой формы.

 

 

     Качество. Духи должны обладать приятным и стойким запахом, характерным для каждого наименования (степень стойкости запаха регламентировалась для каждого сорта духов и колебалась в пределах 30—40 часов). На скорости улетучивания запаха духов с поверхности надушенной ткани сказывается температура и влажность окружающего воздуха, природа волокна, из которого ткань получена, и другие факторы. По степени удержания запаха ткани располагаются в убывающей последовательности: шерстяные, льняные, х.-б., из натурального шёлка и вискозы. Духи должны быть без механических загрязнений и мути, видимых невооружённым глазом при температуре +15°. Помутнение и осадок, появившиеся при хранении духов при низкой температуре, должны исчезнуть при перенесении их в помещение, имеющее комнатную температуру. Духи должны обладать нормальным цветом, присвоенным каждому виду изделий, и не оставлять несмывающихся пятен на отдушенном предмете. Парфюмерные товары выпускались одного сорта.

      Одна из специфических особенностей парфюмерии состоит в том, что все духи с цветочными или «фантазийными» запахами состоят в основном из сочетания различных душистых веществ, своим запахом напоминающих другие растения. Так, духи Гвоздика состояли в основном из изоэвгенола и элементов, подчёркивающих и дополняющих этот запах, например жасмина, гиацинта и других душистых веществ. Цветы сирени не дают экстракта, а потому духи Сирень состояли из вещества, определяющего запах ландыша (гидрооксицитронеллаль), терпинеола (запах, несколько напоминающий сирень) и элементов гелиотропа, жасмина, боярышника, в сочетании с гидрооксицитронеллалем и терпинеолом, дающими полный запах сирени. Фантазийные духи Шипр состояли в основном из запаха дубового мха и запахов розы, бергамота, сандала, пачули и др. Сочетанием различных запахов растений с добавлением некоторых синтетических веществ с их специфическими запахами достигается многообразие духов цветочных и фантазийных. Таким образом, первичными являются духи цветочной серии. Из фантазийных духах особое распространение имели духи трёх типов: с преобладающим тоном дубового мха (шипрового типа), ириса (типа Красная Москва) и цветочные букеты с преобладанием запаха одного какого-либо цветка (В полёт, Камелия, Вечер и др.). Для обеспечения ориентировки в большом ассортименте выпускаемых духов необходима возможность словесной передачи характеристики запаха.

 

 

     Расфасовка, отделка, упаковка, маркировка. Духи продавались в разнообразных стеклянных флаконах ёмкостью от 10 до 60 мл. Укупорка флаконов с духами производилась стеклянными притёртыми пробками или навинчивающимися колпачками из металла и пластических масс светлых и ярких тонов. Дополнительная герметизация (герметическая укупорка) флаконов с притёртыми пробками осуществлялась промазкой стыка пробки с горлом специальными замазками. Герметизация же флаконов с навинчивающимися колпачками достигалась с помощью корковой прокладки толщиной от 1,5 до 3,0 мм. Иногда для этой же цели применялись резиновые пробочки и вискозные прозрачные колпачки. Горла флаконов с притёртой пробкой, кроме того, отделывались лайкой или бодрюшем (газонепроницаемой тонкой оболочкой, получаемой из кишок животных) и обвязывались шёлковой лентой или ниткой.

     На флаконы, заполненные духами, наклеивались этикетки, на которых обозначается название духов, наименование или условная марка (номер) фабрики, выпустившей эту продукцию, а на обороте — дата выпуска (на этикетках размером не более 10 мм х 15 мм обозначение марки фабрики и даты выпуска необязательно). 

      Готовые флаконы с духами завертывались в обёрточную бумагу и укладывались по 5—20 штук в цеховые упаковочные коробки, изготовленные из плотного картона или трёхслойной гофрированной бумаги. Коробки оклеивались крестообразно бандеролью из плотной бумаги. Наиболее дорогие сорта духов до упаковки укладывались в художественно исполненные футляры. Художественное оформление флаконов духов советского периода отличалось большим разнообразием. Сюда относятся форма и цвет флакона, включая пробку и колпачок, обработка поверхности флакона (точка, гранение, матование, нанесение узора и т. д.), форма и характер рисунка для этикетки. Последние выполнялись в виде многокрасочных рисунков, разработанных по тематике, соответствующей названию духов, или в виде мелких изящных однокрасочных этикеток, выполненных обычно из покрытой бронзой или алюминием бумаги. Коробки-футляры для духов высшего качества отделывались шёлком, атласом и бархатом.

      Все операции расфасовки, отделки и упаковки духов осуществлялись на советских парфюмерных фабриках на конвейерах.

 

 

     Приёмка и испытание. Партией духов на фабрике считалась одноимённая продукция, выработанная в течение одной смены. На каждую партию духов, выпущенную с фабрики, выдавался сертификат установленного образца. При получении партии товара на свой склад грузополучатель имел право проверить качество продукции, для чего отбиралось не менее 3% продукции с ненарушенной цеховой упаковкой.

      Простейший метод определения стойкости запаха духов заключается в следующем: в фарфоровую чашку диаметром 5 см наливают 1,5 г испытываемых духов и погружают в них выстиранную в воде без мыла марлевую салфетку размером 5 см х 10 см так, чтобы она полностью пропиталась духами. Затем салфетку вынимают пинцетом и, не отжимая, вешают её на штатив, оставляя при температуре 15—20° в течение всего испытательного срока. По истечении назначенного времени запах духов должен ясно чувствоваться.

 

 

     Хранение и транспортирование духов производятся в коробках и ящиках, установленных вверх крышками. Температура помещения должна быть не выше +25° и не ниже +6°, относительная влажность не более 70%. Духи во флаконах, не обёрнутых бумагой, не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света. При хранении в помещении с более низкой температурой в духах может появиться муть, которая обычно исчезает при повышении температуры. Гарантийный срок хранения — 12 месяцев с момента выпуска предприятием. При правильном хранении духи могут сохранять свое первоначальное качество на протяжении нескольких лет.