Весы (Часть 1)

 

 

     Весы - измерительный прибор, предназначенный для измерения массы тела путём сопоставления её с массой условно принятых единиц (граммов, килограммов, тонн).      Весы должны отвечать следующим основным метрологическим требованиям: обеспечивать определённую точность взвешивания, т.е. возможность определения веса груза с отклонениями от истинного веса (допустимая погрешность) на величину, не превышающую установленной соответствующими правилами; иметь определённую чувствительность, т.е. способность обнаруживать даже незначительные изменения нагрузки; обладать постоянством показаний, т.е. при многократном взвешивании одного и того же груза давать одни и те же показания. Весы до настоящего времени используются в торговле практически без изменений. Мы иногда употребляет прошедшее время, а иногда настоящее, т.к. сами не можем определиться, что уместнее.

 

        По принципу действия весы подразделяются на рычажные и пружинные. В СССР в торговле применялись исключительно рычажные (коромысловые) весы. Они служили для взвешивания различных товаров при всевозможных торговых операциях.
 
       По принципу определения веса весы подразделялись на гирные, шкальные и циферблатные. Наименования весов устанавливались по основному способу уравновешивания грузов на данных весах: практически же на большинстве типов весов применялись комбинированные уравновешивающие устройства, например: весы с гиредержателем и дополнительной шкалой или весы с циферблатом и чашкой для гирь. По действующему в пятидесятые годы стандарту, ГОСТ 798-53, весы классифицировались по наибольшим допустимым нагрузкам от 1 мг до 200 т. В торговле применялись весы с наибольшими допустимыми нагрузками от 2 кг (настольные обыкновенные и циферблатные весы) до 25 т (автомобильные весы). Исключением являлись аналитические и технические весы, применяемые в торговле при взвешивании ювелирных товаров. Тот же ГОСТ классифицировал весы по классам точности, причём каждому классу точности соответствовала допустимая погрешность в процентах при наибольшей допустимой нагрузке. Весы автомобильные, вагонные для нормальной колеи 1524 мм, платформенные передвижные, платформенные стационарные, настольные обыкновенные с открытым механизмом, настольные обыкновенные закрытого типа и настольные циферблатные должны быть не ниже класса 1а, т. е. их допустимая погрешность при наибольшей допустимой нагрузке должна укладываться в ±0,1%.
 
       По соотношению плеч коромысла весы бывают: равноплечие (например, весы настольные обыкновенные, весы настольные циферблатные двухчашечные) и неравноплечие (например, весы сотенные передвижные товарные, весы настольные циферблатные одночашечные).
 
       По взаимному расположению коромысла и грузоприемных устройств весы были: с грузоприёмными устройствами, помещёнными над коромыслом (например, весы настольные закрытые), с грузоподъемным устройством, помещенным под коромыслом (например, весы технические).
 
 
       Весы торговые подразделяются на весы, предназначенные в основном для взвешивания отдельных покупок в магазинах в присутствии покупателей или при приемке-сдаче товаров на складах и т. п., и весы автоматические и полуавтоматические порционные для развешивания товаров при их фасовке.
 
       Помимо основных свойств весов - определенной точности, чувствительности и постоянства показаний - весы торговые должны отвечать следующим требованиям: верность (точность) измерений в течение определенного промежутка времени (например, 6 месяцев или 1 год); простота и удобство в обращении; возможность установки на грузоприемной части (чашке, платформе) грузов различной конфигурации; возможность перегрузки до 25% предельной нагрузки; возможно меньший собственный вес и габариты; возможность ремонта и удобство замены быстроизнашивающихся частей; устойчивость к внешним воздействиям, в том числе и взвешиваемых материалов и продуктов; возможность поверки наиболее простыми и доступными методами; наконец, весы должны иметь хороший товарный вид.
 
       Получили широкое распространение с середины пятидесятых годом весы с циферблатным указателем веса взвешиваемого груза. Эти весы имеют следующие преимущества: удобство и простота снятия показателей; автоматизация и ускорение процесса взвешивания; возможность установки специального устройства для уравновешивания тары и дополнительного устройства для автоматической фиксации веса, возможность полной механизации и автоматизации процесса взвешивания при применении погрузо-разгрузочных устройств.

 

 

 

Устройство наиболее распространённых видов весов торговых

 

      В соответствии с действующим на конец 50-х начало 60-х годов ГОСТ 574-49, весы настольные выпускались с предельными нагрузками в 2, 5, 10, 20 кг и имели условные обозначения : ВНО-2, ВНО-5, ВНО-10 и ВНО-20.

 

 

Схема весов настольных обыкновенных (ВНО)

 

 

Весы настольные обыкновенные состоят из равноплечевого коромысла 1 с пятью призмами, из них средняя 2 является опорной, две концевые, 3 - грузоприёмными и две соединительными 4. Призмы 2 и 3 проходят сквозь тело коромысла и наглухо закреплены в нём. Коромысло опирается на подушки 5, помещённые в станине весов. Чашки (площадки) 6 расположены над коромыслом на крестовинах, которые опираются с одной стороны через скобы 7 на грузоприёмные призмы, а с другой стороны при помощи ног 8 на серьги 9 рычагов 10. Рычаги эти связаны с коромыслом при помощи соединительных призм 11. Каждый рычаг имеет по три призмы: одна, крайняя, является опрорной, вторая грузоприёмной (воспринимающей нагрузки от ноги 8), а средняя соединительной. Опорные призмы рычагов связаны при помощи серёг 12 с неподвижными ушками 13, которые прикреплены к планкам 14, соединяющим боковые стенки станины весов. Серьги 11 и 12 опираются на призмы через подушки. Для определения равновесия служат указатели 15, расположенные один против другого.

На станине весов обозначалась наибольшая нагрузка. Кроме того, на коромысле указывались: наибольшая и наименьшая нагрузки весов, наименование или марка завода-изготовителя, номер весов и год их выпуска. На пробке коромысла и на съёмным металлических чашках весов наносились государственные поверительные клейма. ВНО (весы настольные открытые) выпускались с парным грузоприёмным устройством - чашками, площадками, с комбинированным грузоприёмным устройством, а также со специальными грузоприёмными устройствами, например с чашей или ковшом для взвешивания овощей или картофеля.

 

 

Весы настольные закрытые (ВНЗ)

 

 

Весы настольные закрытые в отличии от весов настольных открытых закрыты кожухом.

Выпускались такие весы с предельными нагрузками 2 кг (ВНЗ-2) и 5 кг (ВНЗ-5). Механизм этих весов монтировался на опорной плите, к которой приварены две стойки и две опорные скобы. На стойки опирается средняя призма коромысла, а на скобы - концевые призмы. К скобам приварены ушки малых серёг. Площадки весов расположены на крестовинах, прикреплены винтами к тарировочным камерам, жёстко соединённым с горизонтальными планками ножек. Весы имели четыре неподвижные установочные ножки

На кожухе весов обозначались: на одной стороне наименование или марка завода-изготовителя, а на другой - тип весов, наибольшая и наименьшая нагрузки, а также клеймо государственной проверки.

 

 

Настольные циферблатные весы (ВНЦ)

 

 

 

Весы настольные циферблатные (ВНЦ) схема

 

 

Весы настольные циферблатные. В отличии от весов обыкновенных, основным отсчётным механизмом служат циферблаты и указательные стрелки. Весы имеют два циферблата: один расположен на стороне, обращённой к продавцу, другой - на стороне, обращённой к покупателю. Обе указательные стрелки жёстко соединены между собой и перемещаются по циферблатам под действием нагрузки. Шкала циферблата имеет различные деления. Устройство циферблатных весов с двум площадками видно из схемы. Площадки весов упираются на грузоприёмные призмы 1 сдвоенного равноплечего основного рычага 2 и с другой стороны на ноги 3 и 4, удерживаемые струнками 5 и 6. Нога 3 при помощи тяги 7 соединена с квадрантом (противовесом) 8, к которому прикреплены указательные стрелки циферблата. Под грузоприёмной площадкой помещается успокоитель 9. Он представляет собой поршень, который, передвигаясь в цилиндре, наполненном маслом, замедляет движение стрелки и сокращает количество её колебаний. Тормозящее действие успокоителя регулируется с помощью цилиндра, который ввинчивается в его гнездо. Под гиревой площадкой имеется тарировочная камера 10, в которую насыпается балласт при регулировке ненагруженных весов для приведения их в равновесие. Такая регулировка называется тарированием. Винтовые ножки 11 служат для горизонтальной установки весов. О правильности установки судят по уровню 12, прикреплённому к корпусу. Основной рычаг упирается на подушки, расположенные на стойке 13. Механизм весов заключён в металлический кожух, имеющий застеклённые окна в местах расположения шкалы. При подготовке весов к перевозке все призмы выводятся из соприкосновения с подушками с помощью специального изолирующего винта (стопора). Под площадками имеются две надевающиеся одна на другую муфты, предохраняющие механизм весов от загрязнения.

На циферблате весов указываются наибольшая и наименьшая нагрузки, наименование или марка завода-изготовителя, номер весов и год выпуска.

Наибольшее распространение в советской торговле получили двухчашечные циферблатные весы в пределами взвешивания 2 кг (ВНЦ-2) и 10 кг (ВНЦ-10).

 

 

Весы настольные циферблатные одночашечные

 

 

Весы настольные циферблатные одночашечные отличаются от весов настольных циферблатных с двумя грузоприёмными устройствами (двухчашечных) тем, что груз, превышающий общее значение шкалы циферблата, уравновешивается не только квадрантами весов, но и встроенными гирями, накладываемыми на гиревое плечо коромысла путём поворота специальной ручки, расположенной вне кожуха весов. Одночашечные настольные циферблатные весы особенно удобны при взвешивании товаров без тары (фруктов, овощей и пр.), для чего на таких весах применяются съёмные грузоприёмные устройства в виде лотка. Лотки и циферблатное устройство на этих весвх целесообразно располагать перпендикулярно к коромыслу.

 

 

Весы настольные с круговым циферблатом

 

 

Весы настольные с круговым циферблатом. По сравнению с весами типа ВНЦ, весы с круговым циферблатом имеют эксплуатационные преимущества. Круговой циферблат имеет в несколько раз большее общее значение, чем веерообразный (секторный), вследствие чего количество груза, взвешиваемого без применения гирь, пропорционально больше. Циферблатное указательное устройство такое же, как у циферблатных передвижных товарных весов.

Весы настольные с круговым циферблатом с предельной нагрузкой 5 кг. Общее значение шкалы весов 1 000 г, цена деления 2 г. При взвешивании груза весом более 1 кг в специальных окошечках циферблата появляются цифры "1", при взвешивании груза весом более 2 кг появляются цифры "2" и т. д. Весовое значение груза определяется цифрой, появившейся в окошечках, и показанием стрелки на циферблате. Весы не требуют применения гирь.

Весы настольные с круговым циферблатом с предельной нагрузкой 10 кг. Вес грузов в пределах 10 кг показывается стрелкой весов на шкале циферблата. Цена деления 10 г. Имеются весы с круговым циферблатом без гирь с большей предельной нагрузкой, например 50 кг. Это осуществляется путём увеличения цены деления. Весы настольные циферблатные "двойные" снабжены двумя площадками для накладывания грузов и двумя шкалами отсчета, нанесёнными на одном циферблате. На "малой" шкале циферблата обозначены деления с общим значением, равным примерно 1/10 общего значения "большой" шкалы. Груз, равный по весу не более 1/10 общего значения "большой" шкалы, накладывается на малую чашку весов, а значение его веса отображается показанием стрелки на соответствующей шкале циферблата с ценой деления 1 г. Груз, превышающий 1/10 наибольшего значения "большой" шкалы циферблата, накладывается на большую чашку весов, а значение его веса отображается на второй шкале с ценой деления 10 г. Значение груза, превышающее общее значение "большой" шкалы циферблата, определяется цифрой в окошечке циферблата и показаниями стрелки. Эти весы заменяют двое весов с различными пределами взвешивания, т. к. позволяют взвешивать грузы весом, равным примерно 1/200 общего значения "большой" шкалы циферблата. Весы имеют встроенные накладные гири.

 

 

Весы настольные с указательной шкалой (без стрелок)

 

 

Весы настольные со шкалами, без стрелок. Отсчётной указательной частью весов является барабан, поворачивающийся в зависимости от веса груза, накладываемого на чашку весов. Для лучшей обозреваемости цифр на барабане применяется оптическое устройство, ярко освещающее цифры специальной лампой, встроенной в футляре весов.

Весы настольные с вертикальной шкалой. Шкала увеличивается при помощи оптического прибора и имеет местное освещение. Вес указывается красной линией, проходящей по шкале. Площадка и указательный прибор весов находятся на одном уровне, вследствие чего они попадают одновременно в поле зрения как продавца, так и покупателя.

 

 

 

Весы циферблатные подвесные

 

 

Весы циферблатные подвесные удобны при отпуске овощей, рыбы и других прод. товаров без тары. Грузоприёмная чашка расположена ниже весового механизма. Циферблат двусторонний, круговой, с равномерными делениями. В СССР применялись весы со значением шкалы циферблата до 10 кг. Наименьшая допустимая нагрузка 500 г. Цена деления 10 г. Весы снабжены успокоителем колебаний стрелки. Механизм закрыт кожухом, циферблаты застеклены. Взвешивание производится без гирь. Циферблатное указательное устройство аналогично такому же устройству циферблатных передвижных весов.

 

 

 

Весы технические

 Весы технические по своему устройству представляют собой равноплечие коромысловые весы с подвесными чашками. Весы этого типа - наиболее точные из всех весов торговых. Средняя (опорная) призма коромысла опирается на подушку, укреплённую на колонке или в небольшой обойме. На концах коромысла закреплены грузоприёмные призмы, к которым при посредстве серёг подвешены чашки - одна для гирь, а другая для груза. К коромыслу прикреплена стрелка, острие которой служит для показания равновесия.

Весы технические I и II классов с предельной нагрузкой свыше 100 г имеют колонку, установленную на опорной доске. Колонка имеет отвес в виде грузика, подвешенного на шнурке и служащего для проверки правильности установки весов. Положение колонки весов регулируется вращением двух передних ножек опорной доски. На колонке имеется шкала, среднее деление которой указывает равновесие весов, другие деления указывают на отклонение от равновесия. На концах коромысла - тарировочные грузики, перемещаемые по резьбе и служащие для уравновешивания ненагруженных весов. В колонках весов устроено приспособление для остановки колебаний (арретир), ускоряющее процесс взвешивания, а также предохраняющее весы от быстрого износа. При взвешивании на весах технических пользуются гирями соответствующих классов.

Весы технические I класса обычно в целях сохранения большей точности бывают заключены в застеклённую витрину, предохраняющую их от пыли, воздействия температурных изменений и от движения воздуха. Они применяются в торговых предприятиях для взвешивания золота, платины, металлов платиновой группы и их сплавов, а также серебра в слитках и изделиях. Весы I класса выпускались с предельными нагрузками 20 г, 200 г, 1 кг, 5 кг, 20 кг и 50 кг. Наименьшие нагрузки для весов I класса определяются в зависимости от чувствительности данных весов и требуемой точности взвешивания.

 

 

Весы технические II класса

 

 

Весы технические II класса менее точны, чем весы технические I класса. Применяются для взвешивания лома изделий из золота и платины; серебра в изделиях и полуфабрикатах; полудрагоценных камней. Весы технические II класса выпускались с наибольшими нагрузками 1 г, 5 г, 20 г, 100 г, 1 кг, 5 кг, 20 кг и 50 кг и с соответственными наименьшими нагрузками 20 мг, 100 мг, 1 г, 5 г, 50 г, 200 г, 1 кг и 2 кг. Весы технические II класса с предельными нагрузками до 100 г обыкновенно изготовлялись ручными: при взвешивании их держат за кольцо обоймицы. Такие весы часто называют аптекарскими. Они снабжены роговыми или фарфоровыми чашками, которые для удобства пользования иногда подвешивают на шелковых шнурках. На коромысло весов технических II класса наносились: поверительное клеймо, обозначения наибольшей и наименьшей предельных нагрузок, марка завода-изготовителя и фабричный номер. В весах I класса указанные обозначения наносились на отдельной пластинке, укреплённой на опорной колонке. 

 

 

Весы технические III класса

 

 

Весы аналитические - наиболее точные из технических весов. Применялись в торговле для взвешивания драгоценных камней. Изготовляются с наибольшей нагрузкой до 200 г. По устройству эти весы в основном соответствуют весам техническим I класса. 

 

Аналитические весы

 

 

Аналитические весы с вейтографом

 

 

 

 

 

Безмены

Безмены - неравноплечие шкальные ручные весы. Безмены удобны, легки, не требуют гирь при взвешивании. Применяются преимущественно при развозной торговле и при торгово-заготовительных операциях. Показания читаются непосредственно на шкале. При пользовании безменами обычно держат их в руке. Выпускаются безмены с наибольшими нагрузками в 10, 20 и 30 кг (последние предназначены для взвешивания кож). 

 

 

Безмен

 

 

Безмены представляют собой рычаг первого рода, опорой для которого служит обоймица, подвешенная к ручке, за которую безмены держат при взвешивании. Крюк, подвешенный при помощи серьги к грузоприёмной призме, служит для подвешивания груза, уравновешивание которого производится передвижной гирей, перемещаемой вдоль шкалы; равновесие определяется по вертикальному положению стрелки в обоймице. В некоторых безменах вместо крюка на цепочках подвешивается чашка. Поверительные клейма наносятся на коромысле и передвижной гире. Кроме того, на коромысле обозначается наименьшая нагрузка, наименование или марка завода-изготовителя и порядковый номер.

 

 

 

Весы товарные

 

Весы товарные передвижные неравноплечие употребляются при взвешивании больших количеств товаров. В большинстве случаев они имеют большую, низко расположенную платформу для взвешивания грузов и высоко расположенное для удобства обозрения коромысло со шкалой и гиреприёмным устройством.

 

 

Весы товарные гиревые сотенные ВСП

 

 

Для уравновешивания грузов на весах товарных применяются накладные гири или шкалы с передвижными гирями, а также циферблаты.

 

В большинстве весов товарных применяются комбинированные уравновешивающие устройства, например весы с гиредержателем и дополнительной шкалой либо с циферблатом и накладными гирями. Весы товарные с гиредержателем устроены так, что для уравновешивания находящегося на них груза нужно накладывать по весу во много раз меньшие гири, чем вес груза. Это достигается соотношением плеч рычагов и коромысла. Передвижные сотенные весы выпускались преимущественно с предельными нагрузками в 500 и 1000 кг, а также в 2000 и 3000 кг.

 

Весы товарные с гиредержателем. Из неравноплечих весов с гиредержателем наибольшее распространение в торговле имели два типа сотенных весов (с соотношением плеч рычагов и коромысла 1 : 100):

1) с качающимися рычагами и коромыслом, подвешенным на серьге (ВСР);

2) с качающейся платформой и коромыслом, опирающимся на стойку (ВСП).

 

 

Схема товарных весов с гиредержателем ВСП

 

 

Весы типа ВСП состоят из деревянной или металлической рамы с качающимися подушками по её углам. На подушки опираются призмы рычагов (обычно стальных) - большого 1 и малого 2. Малый рычаг соединён с большим посредством серьги 3. Платформа опирается на грузоприемные призмы рычагов при помощи чугунных или стальных стоек и качающихся серег 4, имеющих заплечики. Концевая призма большого рычага соединена тягой с коромыслом 5. Последнее опирается призмой на подушки вилки, укрепленной на колонке. Для тарирования ненагруженных весов служит груз, перемещаемый по резьбе. Весы имеют арретир 6 для остановки колебаний коромысла после взвешивания. На коромысле нанесена шкала; по коромыслу перемещается передвижная гиря 7, заменяющая набор мелких гирь. На колонке имеется отвес 8, служащий для проверки правильности установки весов. Для взвешивания на сотенных весах употребляются условные гири в виде цилиндров с прорезью для установки их на гиредержателе, который имеет камеру, служащую также для тарирования весов. Для хранения гирь на весах устроена скоба, на которую гири надеваются своими вырезами. На коромысло весов наносятся пределы взвешивания, соотношение плеч рычагов и коромысла (1 : 100), наименование или марка завода-изготовителя, номер весов и год выпуска, а также поверительное клеймо. Предельные нагрузки передвижных сотенных весов можно посмотреть в таблице "Технические характиристики наиболее распространённых весов" в этой статье ниже.

 

 

Весы товарные шкальные

Весы товарные шкальные отличаются от гиревых тем, что помещенный на платформу груз уравновешивается перемещаемыми по коромыслам гирями постоянного веса.

Весы имеют две шкалы: основную - нанесённую на поверхности коромысла, и дополнительную - на особой линейке, жёстко соединённой с коромыслом. Дополнительная шкала также имеет передвижную гирю. Верхний предел основной шкалы обычно соответствует наибольшему пределу взвешивания, установленному для данных весов. Общее весовое значение дополнительной шкалы равно весовому значению одного деления основной шкалы. Промышленность СССР выпускала несколько типов товарных шкальных весов. Весы товарные шкальные с пределом взвешивания до 500 кг и наименьшей допустимой нагрузкой 25 кг. Цена деления основной шкалы 20 кг, а дополнительной - 100 г.

 

 

Весы шкальные малогабаритные

 

 

 

Весы малогабаритные имеют пределы взвешивания от 10 до 150 кг. Основная шкала до 140 кг с ценой деления 10 кг и дополнительная до 10 кг с ценой деления 50 г. Коромысло весов и линейка с дополнительной шкалой расположены на передней стенке рамы. Весы не имеют колонки, чем также отличаются от весов товарных обыкновенных-передвижных. Малогабаритные весы были удобны для транспортирования и применения при заготовительных операциях.

 

 

Весы шкальные малые

 

 

Весы товарные малые имеют пределы взвешивания от 2,5 до 50,0 кг, по устройству не отличаются от весов товарных шкальных с большей нагрузкой. Ввиду небольших размеров эти весы для удобства пользования устанавливались на столе или прилавке. Основная шкала до 50 кг с ценой деления 2 кг, дополнительная шкала до 2 кг с ценой деления 10 г. Весы с успехом можно было применять в магазинах при проверке веса товаров, поступающих со склада, а также при снятии товарных остатков.

 

 

Весы товарные циферблатные

 

 

Весы циферблатные передвижные ВЦП-500 и ВЦП-3. Предельные нагрузки указаны в таблице ниже. Весовое значение цены деления весов ВЦП-500 - 0,5 кг. Вес груза определяется показаниями стрелки на циферблате, без применения гирь. Весовое значение цены деления весов ВЦП-3 - 1 кг. Вес груза до 1000 кг определяется показаниями стрелки на циферблате. При взвешивании груза свыше 1000 кг вес его определяется при помощи гирь, накладываемых на рычаг промежуточного механизма, и показаниями стрелки. Весы ВЦП-500 состоят из трёх основных механизмов: циферблатного отсчётного устройства, промежуточного рычага и грузоприёмной части. Устройство циферблатной головки с круговым циферблатом основано на применении двух симметрично расположенных рычагов первого рода - квадрантов, каждый из которых на одном из плеч имеет постоянный груз-противовес, отклоняющийся от вертикального положения под действием усилия от взвешиваемого груза, прикладываемого к другому плечу рычага. Грузоприёмная тяга подвешена к двум симметрично расположенным маятникам с помощью металлических лент, огибающих грузоприёмные секторы противовесов. Маятники прикреплены к корпусу головки также лентами, которые закреплены в опорных секторах противовесов. Опорные секторы опираются через ленты на вертикальные направляющие. К маятниковым противовесам шарнирно прикреплена рамка, на которой с помощью пластинчатой пружины закреплена рейка, сцепленная с шестернёй, посаженной на ось указательной стрелки. Циферблатное отсчётное устройство представляет собой весоизмерительный прибор с предельной нагрузкой 10 кг. Нагрузка весов вызывает отклонение маятниковых противовесов, катящихся вдоль вертикальных направляющих. Перемещение маятниковых противовесов преобразуется с помощью рейки и шестерни в угловые перемещения указательной стрелки. Промежуточный рычажный механизм служит для создания необходимого отношения: он состоит из двух рычагов второго рода. Нижний рычаг связан тягой с концевой призмой большого грузоприемного (подплатформенного) рычага. Верхний рычаг связан с грузоириемной тягой головки и используется для крепления груза - регулятора тары весового механизма; рычаг через посредство штока соединен с поршнем жидкостного успокоителя. Кроме того, к верхнему рычагу прикреплена линейка устройства для уравновешивания тары.

Грузоприёмная часть - платформа, опирающаяся на подплатформенные (грузоприёмные) рычаги, подвешенные к раме весов с помощью серег. Корпус состоит из рамы и колонки, верхняя часть которой служит кожухом промежуточного рычажного механизма. Весы оборудованы арретиром, запирающим верхний рычаг промежуточного механизма, и арретирами, служащими для закрепления маятниковых противовесов с целью защиты циферблатной головки от повреждений при передвижении весов. Для контроля правильной установки весов на них укреплён цилиндрический уровень. ВЦП могут быть оборудованы печатающим механизмом, а также транспортёрами. На циферблате обозначается наименование или марка завода-изготовителя, предельные нагрузки, цена деления, тип весов, заводской номер весов и год выпуска.

 

Циферблатные товарные весы (какая-то двойная система невстречавшаяся)

 

 

 

 

 

Весы автомобильные и вагонные

 

Весы автомобильные

 

 

Весы автомобильные

 

 

 

Весы автомобильные и возовые применяются в торговых базах. На этих весах грузы взвешиваются вместе с автомобилем или с повозкой. Весы возовые бывают переносные и стационарные. Весы автомобильные изготовляются обычно стационарными. Установка их производится на прочном фундаменте в специально вырытых котлованах. Стационарные весы выпускаются комплектами и собираются на месте установки. В таких весах несколько платформенных рычагов соединяются между собой и передают нагрузку особому передаточному рычагу, соединённому с тягой. Общее соотношение плеч принимается равным 1 : 200, 1 : 500, 1 : 1000 и т. д. Весы снабжаются арретирами, реже изолирами. На коромысле весов с гиредержателем обозначается соотношение плеч, пределы взвешивания, наименование или марка завода-изготовителя, порядковый заводской номер и год выпуска. Клеймение весов производится на месте после их испытания и поверки.

Весы автомобильные стационарные с пятидесятых годов выпускались трёх видов: А-10 с предельными нагрузками 250 кг и 10 т, с ценой деления основной шкалы 500 кг и дополнительной шкалы 2 кг; А-25 с предельной нагрузкой 25 т, с ценой деления 500 кг и 5 кг; А-25К с предельной нагрузкой 25 т, с ценой деления 1 т и 5 кг. Указательные приборы на весы А-10, А-25 и А-25К - коромысло шкального типа. Промышленностью в певой половине пятидесятых годов подготовлен к серийному выпуску тип автомобильных передвижных весов, передвигаемых автодвигателем или трактором-тягачом. Автомобильные весы снабжались циферблатным отсчётным устройством и печатающим механизмом.

 

 

Весы вагонные (паровозные)

 

 
Весы вагонные. Двойные вагонные весы ВВ-100 предназначены для взвешивания ж.-д. вагонов нормальной колеи. Применяются на ж.-д. путях и ветках промышленных и торговых предприятий. Предельная нагрузка 100 т. Весы стационарные устанавливаются на фундаменте, имеют две последовательно расположенные платформы. Указательный прибор-коромысло шкального типа с ценой деления основной шкалы 1 т и дополнительной 5 кг или циферблатное отсчётное устройство.

 

Паровозные стационарные весы (схема)

 

 

 

 

Система государственного надзора за правильностью пользования весами

 

В целях единообразия, верности и правильного применения весоизмерительных приборов советское законодательство создало особый порядок их производства. Установлена была также система государственного, ведомственного и общественного надзора за правильностью пользования весами. Государственный надзор за весоизмерительными приборами был возложен на Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Комитет имел уполномоченных при Совете Министров союзных и автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся. В ведении уполномоченных состояли специальные государственные поверители, которые проводили обязательные государственные поверки и клеймение весоизмерительных приборов.

 

Ведомственный надзор в системе Министерства торговли СССР был возложен на соответствующие управления и отделы центрального аппарата министерства, его главных управлений и всесоюзных контор, на управления и отделы министерств торговли союзных республик; в торгующих организациях - на специально выделенных лиц, в предприятиях торговли и общественного питания - на директоров или их заместителей.

 

Правильность пользования весоизмерительными приборами в торговых предприятиях, а также их исправность, помимо органов Комитета и уполномоченных сотрудников торгующих организаций, имели право проверять также органы милиции, Государственная торговая инспекция Министерства торговли СССР и представители общественного контроля.

 

 

Техническая характеристика наиболее распространённых торговых весов

 

 

Весоизмерительные приборы, употребляемые в торговле, подлежали обязательной государственной поверке и переклеймению один раз в 2 года, а также после капитального и среднего ремонта, независимо от срока государственной поверки. Торговое предприятие было обязано вести эксплуатационные паспорта на каждые имевшиеся у него весы. Паспорта в пятидесятые годы велись по форме № 11, введённой приказом Министерства торговли СССР № 991 от 1/ХII 1950 года по согласованию с Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

 

Весы (Часть 2)

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме