Торговля

 

 

     Торговля в СССР представляла собой обмен товаров между социалистическими предприятиями, а также потребительский обмен между торговыми предприятиями и населением. В отличие от досоциалистических формаций, в которой товарное производство и торговля основаны на частной собственности, в социалистическом хозяйстве в обращение вступают товары, созданные на государственных, кооперативных предприятиях и колхозах, т.е. объединёнными  социалистическими производителями. Торговлю вели также социалистические организации – государственные, кооперативные и колхозы. Участие частных торговых посредников в СССР было практически исключено.

     Развитие торговли с СССР определялось задачей максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей членов общества, а не погоней за прибылью, что является основной целью и движущим стимулом всей капиталистической торговли. Торговля при капитализме подчинена принципу конкуренции, она развивается стихийно, выступает в качестве орудия дополнительной эксплуатации трудящихся. При социализме осуществляется планомерное развитие торговли в интересах всего общества, в интересах трудящихся. Торговля при социализме опирается на плановое, непрерывно растущее социалистическое производство и неуклонно повышающуюся покупательную способность населения и т.п.

     Государственная торговля в СССР в конце 50-х начале 60-х годов велась различными организациями (торги, тресты, ОРСы, оптовые базы, торговые конторы и др.), основными на государственной (общенародной) собственности. Государственным торговым организациям принадлежала решающая роль как в оптовой, так и в розничной торговле. Государственная розничная торговая сеть, а также сеть предприятий общественного питания располагались преимущественно в городах и рабочих посёлках страны. Все основные и оборотные фонды государственной торговли (торговые здания, оборудование, товары и др.) принадлежали государству. Общенародный характер собственности обусловливал и порядок использования чистого дохода (прибыли) государственных предприятий. За вычетом сумм, необходимых для внутренних нужд самого предприятия или организации (капитальные вложения, пополнения оборотных средств, создание фонда директора), прибыль отчислялась в государственных (местный или республиканский) бюджет.

     На долю государственной торговли в 1958 году приходилось более 95% оптового товарооборота страны и 65% всего розничного товарооборота торговой сети и общественного питания.

     Государственная торговля осуществлялась несколькими торговыми системами. Основное место среди них занимала система министерств торговли союзных республик. Министерство торговли каждой союзной республики является планово-регулирующим органом в области внутренней торговли и вместе с тем оно выполняло хозяйственные функции по руководству оптовой и розничной торговлей. В системе министерств торговли имелись торговые организации республиканского и местного подчинения. Организации республиканского подчинения непосредственно находились в составе или в ведении министерства торговли союзной республики. К их числу относились управления или конторы по оптовой торговле различными товарами, а также некоторые организации по розничной торговле, которые в силу спецификации своей деятельности не могли быть переданы в местное подчинение. В зависимости от особенностей и масштабов каждой союзной республики, круг организаций республиканского подчинения и их построения различались.

     В РСФСР к числу организаций, подчинённых министерству торговли, относились: оптовые организации – Ростестильторг, Росторгодежда, Рособувьторг, Росмясорыбторг, Росгалантерея, Росбакалея, Роскультторг, Росхозторг, Главсевероторг; оптово-розничные организации – Росювелирторг, Рослесстройторг; организации розничной торговли и общественного питания – Главкурортторг, Главресторан. Кроме того, министерству торговли РСФСР подчинялась контора розничной посылочной торговли – Посылторг.

     В республиках, не имеющих областного деления, в республиканском подчинении находились все как оптовые, так и розничные торговые организации. В РСФСР, УССР, БССР, Каз. ССР, Узб. ССР основные организации розничной торговли и общественного питания системы республиканских министерств торговли находились в ведении местных (областных, городских) Советов депутатов трудящихся и подчинялись непосредственно управлениям торговли этих Советов. Торговые организации местного подчинения состояли из торгов, трестов общественного питания, уставных торговых контор. Следующая схема характеризует организацию, управления торговлей в системе республиканских министерств торговли.

Схема организации управления торговлей
в системе республиканских, министерств торговли

     В схеме министерств торговли союзных республик находился также ряд организаций, обслуживающих торговлю. К ним относились проектные, строительные, монтажные, транспортные организации, посреднические торговые конторы, исследовательские институты и лаборатории, учебные заведения, рекламные организации, различные выставки, предприятия по торгового инвентаря и др.  

     Система ОРСов и продснабов. В ряде отраслей промышленности и транспорта торговое обслуживание рабочих и служащих осуществляли отделы рабочего снабжения (ОРСы) или конторы продовольственного снабжения (продснабы) при предприятиях, рудниках, лесхозах, ж.-д. узлах и т.п. В отдельных городах, где сеть ОРСов и продснабов является преобладающей, на них возлагалось снабжение всего населения данного города или посёлка. Указанные хозяйственные организации были призваны обеспечивать лучшую организацию снабжения рабочих ряда ведущих отраслей промышленности , особенно в тех случаях, когда предприятия отдалены от крупных городов и промышленных центров, где имеется разветвлённая сеть торгов (угольная, нефтяная, лесная промышленность, ж.-д. и водный транспорт и т.п.).

     Отделы рабочего снабжения имеют в своём составе розничную торговую сеть по продаже продуктовых и промышленных товаров, сеть предприятий общественного питания, предприятий бытового обслуживания, подсобные с.-х. и мелкие производственные предприятия. ОРС являлся отделом промышленного предприятия и возглавлялся заместителем директора этого предприятия по рабочему снабжению. Руководство работой ОРСов осуществляли управления рабочего снабжения (УРС), создаваемые при комбинатах, трестах, управлениях дорог, пароходствах и т.п. В экономических административных районах в зависимости от количества ОРСов и объёма их деятельности при совнархозах создавали УРСы или ОРСы, а в некоторых случаях ОРСы непосредственно подчинялись производственно-отраслевым управлениях совнархозов.

     Продснабы по характеру хозяйственной деятельности аналогичны ОРСам. Их особенность состояла в том, что они не являлись отделами промышленных предприятий и не подчинялись им, а входили в тресты и соответствующие промышленные объединения.

     Торговые системы специального назначения. В государственную торговлю входил также ряд систем, специально призванных обслуживать определённые группы потребителей или удовлетворять потребности населения в определённых товарах.

     К таким системам относились: Главное управление торговли Министерство обороны СССР (ГУТ МО СССР), предприятия которого обслуживали личный состав Советской Армии и членов их семей; Главное управление распространения и экспедирования печати Министерства связи СССР (Союзпечать), имевшее широкую сеть мелкооптовых предприятий по продаже периодической и другой печатной продукции, а также реализовывавшее  периодические издания по подписке; Всесоюзное объединение книжной торговли (Союзкнига) Министерства культуры СССР, осуществлявшее через книготорги на  местах торговлю книгами, нотами, изобразительной продукцией, канцелярскими и школьно-письменными принадлежностями; аптекоуправления министерств здравоохранения союзных республик, реализовывавшее через сеть аптек и аптечных магазинов (киосков) медикаменты, предметы санитарии и гигиены.

     Основным типом государственной розничной торговой организации являлся торг. Торг представлял собой хозрасчётную обособленную организацию, имеющую свой устав, собственные основные и оборотные средства, счета в Государственном банке, свой баланс и, в пределах государственного плана, необходимую хозяйственную самостоятельность. В зависимости от района деятельности различают торги республиканские, областные, городские, межрайонные, районные. По степени специализации торги бываю смешанные, продовольственные (пищевые), промтоварные и специализированные (хлеботорги, плодоовощные торги, торги по продаже тканей, обуви, одежды, хозяйственных и спортивных товаров и др.). В городах, где была сеть общественного питания невелика и объединение её в самостоятельный трест столовых нецелесообразно, торги включали в свой состав не только торговую сеть, но и сет общественного питания (непосредственно или на правах хозрасчётной конторы). В торгах в зависимости от условий работы, могли быть также свои подсобные хозяйства, подсобные бытовые и производственные предприятия, распределительные склады, автомобильный и гужевой транспорт, строительные управления или участки и т.п.

     Прогрессивное значение имел переход к централизованному снабжения торговой сети товарами из складов оптовых баз и промышленных предприятий и сосредоточение всех складов в ведении оптовых баз, а также централизация транспортных средств.

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме