Автомобили легковые (Часть 1)

 

 

       Автомобиль легковой — самодвижущаяся машина для перевозки людей по безрельсовым дорогам.


     Наиболее характерные типы легковых автомобилей конца 40-х и начала 50-х годов, выпускаемых в СССР: 1) семиместный большого литража ЗИС-110; 2) шестиместный среднего литража ЗИМ; 3) пятиместный среднего литража М-20 «Победа»; 4) малолитражный, экономичный, четырёхместный автомобиль «Москвич».

     Первые три типа выпускались с двумя видами кузовов: с цельнометаллическим, несущим (седан) и с откидывающимся верхом и съёмными боковинками (фаэтон). Писать об этих автомобилях в прошедшем времени не станем, т.к. они ещё попадаются на дорогах.

 

 

 

Автомобиль легковой ЗИС-114

 

 

 

     Легковой автомобиль   ЗИС-100 — семиместный автомобиль типа лимузин высшего класса.

     Внутренняя длина кузова автомобиля ЗИС-110 равна 2.810 мм (у американских автомобилей высшего класса, современных ЗИС-110, 2.670—2.800 мм). Спинки сидений и подушки пружинные с комплектом накладок из гагачьего пуха, специальной губчатой резины и ватника для смягчения неравномерности работы пружин.

      Опускание и поднятие стёкол дверей и перегородок автоматическое, с кнопочным устройством, включающим гидроэлектрический привод.

      Автомобиль оборудован электрическими отопительно-вентиляционными установками, шестиламповым радиоприёмником — супергетеродином с антенной выдвижного типа, управляемой с переднего сидения. Внутреннее освещение кузова осуществлялось потолочными и боковыми плафонами. Двигатель восьмицилиндровый, четырёхтактный, бензиновый, со степенью сжатия 6,85:1, при рабочем объёме цилиндра 6 л, диаметре цилиндра 90 мм и ходе поршня 118 мм. Двигатель развивает максимальную мощность 140 л. с. при 3.600 об/мин. Коленчатый вал двигателя с противовесами, кованый, с шейками, закалёнными током высокой частоты, устанавливается на 9 подшипниках, имеющих тонкостенные стальные вкладыши, залитые баббитом. Поршни алюминиевые, покрыты слоем олова толщиной 0,005 мм, с двумя компрессионными кольцами разной ширины и одним маслосъёмным кольцом с разжимной плоской пружиной под ним. Поршневой палец плавающий. Клапаны нижние, односторонние. Толкатели саморегулируемые, гидравлического типа. Подвеска двигателя эластичная, в трёх точках.

      Система смазки двигателя ЗИС-110 состоит из плавающего маслоприёмного фильтра, масляного насоса высокой производительности, фильтра грубой очистки, фильтра тонкой очистки, датчика электрического манометра, системы трубопровода, редукционных перепускных клапанов и масляного наливного патрубка с крышкой, снабжённого воздушным фильтром. Картер вентилируется. Смазка летом — масло ГОСТ 3829-47 летнее, зимой — ГОСТ 3829-47 зимнее, масло АЕ-20 или зимнее дизельное масло ТУ 17-445.

      Равномерное распределение смеси по цилиндрам осуществляется двухкамерным карбюратором типа МКЗ-ЛЗ с падающим потоком; карбюратор снабжён масляным воздухоочистителем. Системой подогрева рабочей смеси, регулируемой термостатом, достигается ускорение подогрева двигателя и повышение его экономичности. Применяемое топливо — автомобильный бензин с октановым числом не ниже 74,7 по ГОСТ 239-46. Регулирование охлаждения двигателя осуществляется при помощи жалюзи с приводом от термостата.

      Бесшумная работа автомобиля достигается применением антивибрационной изоляции кузова, резиновых прокладок между кузовом и рамой, регулируемых гидравлических толкателей клапанов и бесшумной восьмирядной цепи привода распределительного вала. Выхлопная труба большого диаметра и акустический глушитель со многими резонансными камерами снижают шум выхлопа до минимума.

      Система электрооборудования автомобиля ЗИС-110 шестивольтовая однопроводная, с заземлённым положительным полюсом. Генератор типа Г-16 — двухполюсная динамомашина постоянного тока шунтового возбуждения, открытого типа, с принудительным воздушным охлаждением (от вентилятора на шкиве), 6 в, 35 а. Он работает совместно с регулятором типа РР-11, параллельно с аккумуляторной батареей для питания всей электроаппаратуры и для подзарядки аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея стартёрного типа З-СТЭА-150 с нормальным напряжением 6 в, 150 а-ч.

      Зажигание двигателя батарейное. В него входят: распределитель зажигания типа РР-2 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания, катушка зажигания типа Б-15, свечи с 10-миллиметровой резьбой типа 17-11А, замок зажигания и стартёр с электромагнитным включением.

      Сцепление сухое, однодисковое, полуцентробежного типа. Коробка перемены передач — двухходовая, с тремя передачами вперёд и одной назад. Передаточные отношения коробки: 1-я передача — 2,43 : 1, 2-я передача — 1,53:1, 3-я передача — 1:1, задний ход — 3,16:1. 2-я и 3-я передачи включаются через синхронизатор. Рычаг управления коробки перемены передач расположен на руле.

      Крутящий момент от коробки перемены передач передаётся заднему мосту через два карданных вала. Передний промежуточный вал имеет промежуточную опору плавающего типа, обойму подшипника и резиновые шайбы крепления кронштейна. Карданный вал открытого типа с карданными шарнирами, снабжёнными игольчатыми подшипниками.

      Задний мост имеет коническую гипоидную главную пару с передаточным отношением 4,36:1. Полуоси полуразгруженного типа.

      Тормоза гидравлические на все 4 колеса с приводом от нижней педали, с серводействием. Ручной тормоз с механич. приводом действует на колодки задних колёс.

      Передняя подвеска автомобиля независимая, рычажная. Задняя подвеска — две продольные полуэллиптические рессоры. Амортизаторы гидравлические, двойного действия, рычажные.

      Руль имеет передаточное отношение 20,5 : 1. Рулевая передача состоит из однозаходного глобоидального червяка и находящегося с ним в зацеплении двойного ролика. Колёса дисковые, с ободом глубокого профиля. Шины низкого давления, прямобортные, размера 7,50" Х 16". Кузов обтекаемый, цельнометаллический, закрытый, четырёхдверный.

     Стандартное оборудование включает: сигнал электрический трёхтональный, стеклоочиститель двухщёточный, 6 плафонов внутреннего освещения, часы на щитке приборов, часы на перегородке, радиоприёмник, зеркало заднего вида, обогреватель с электродвигателем и вентилятором, 3 прикуривателя, 3 пепельницы, лампу переносную, спидометр, масляный манометр, указатель температуры воды, амперметр, указатель поворотов и комплект шофёрского инструмента.

 

 

Основные характеристики автомобилей «ЗИС-110», «ГАЗ М-20 "Победа"» и «Москвич»

Основные размеры

 

ЗИС-110

ГАЗ М-20 «Победа»

Москвич

 
Длина

6.000

4.665

3.855

мм

Ширина

1.960

1.695

1.375

мм

Высота с нагрузкой

1.730

1.590

1.545

мм

Высота без нагрузки  

 1.640

 1.640

мм

Расстояние между осями (база) 

3.760

2.700

2.340

мм

Низшая точка автомобиля с нагрузкой (клиренс) 

210,0

200,0

190,0

мм

Минимальный радиус поворота по наружной колее переднего колеса

7,5

6,3

6

м

Эксплуатационные данные

Объём топливного бака

80

55,0

31

л

Объём масляной системы двигателя

7,1

5,0

2,7

л

Объём системы охлаждения

18,5

9,5

6,0

л

Максимальная   скорость по шоссе

140

110

90

км/ч

Расход топлива на 100 км 

23,0

13,5

9,0

л

Вес ненагруженного автомобиля в снаряжённом состоянии 

2.450

1.350

845

кг

 

 

 

 

 

Автомобиль легковой ЗИМ

 

 

 

     Легковой автомобиль «ЗИМ» — шестиместный (включая 2 места на откидных сидениях) типа лимузин высшего класса.

     Оборудование сидений такое же как у ЗИС-110. Отопление водяное; ветровое, стекло обдувалось потоком горячего воздуха. Ширина сидения водителя 1,530 мм, заднего — 1,500 мм.

      Двигатель шестицилиндровый, четырёхтактный, бензиновый, мощностью 90 л. с., зажигание батарейное, электрооборудование 12 в.

      Шасси: сцепление однодисковое, сухое; коробка передач трёхскоростная с синхронизаторами на 2 и 3 передачах, управление на руле; задний мост гипоидальный; передняя подвеска независимая, пружинная; задняя подвеска рессорная; амортизаторы двойного действия; тормозы гидравлические — ножной и ручной; шины 7,00"—15".

 

Основные характеристики автомобиля «ЗИМ»
Длина

5.530

мм

Ширина

 1.870   

мм

Высота

 1.630 

мм

Расстояние между осями

 3.200

мм

Низшая   точка   автомобиля с нагрузкой

220

мм

Колея передних колёс

 1.460

мм

Колея задних колёс

1.500

мм

Наибольшая скорость

130

км/ч

Расход  топлива на 100 км

18—19 

л

Вес   автомобиля   в   снаряжённом   состоянии без нагрузки

1.800

кг

 

 

Автомобиль легковой М-20 "Победа"

 

 

 

      Легковой автомобиль М-20 «Победа» — пятиместный комфортабельный легковой автомобиль с закрытым кузовом.

      Двигатель карбюраторный четырёхтактный, четырёхцилиндровый, со степенью сжатия 6,2 : 1. Рабочий объём цилиндров 2,12 л, диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 100 мм. Двигатель развивает максимальную мощность 50 л. с. при 3.600 об/мин.

      Статически и динамически сбалансированный коленчатый вал установлен на 4 коренных подшипниках, снабжённых тонкостенными биметаллическими вкладышами. Поверхность шеек коленчатого вала закалена током высокой частоты. Поршни из алюминиевого сплава лужёные и снабжены двумя компрессионными и двумя маслосъёмными кольцами. Верхние поршневые кольца покрыты пористым хромом, остальные кольца лужёные. Привод распределительного вала осуществляется бесшумной текстолитовой шестерней. Клапаны нижние, односторонние; толкатели регулируются. Подвеска двигателя эластичная, в трёх точках.

     Система смазки комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, смазка осуществляется масляным шестерёнчатым насосом с забором масла плавающим маслоприёмником. Фильтров два: 1) для грубой очистки — пластинчатый, фильтрующий 100% масла, 2) для тонкой очистки — со съёмным фильтрующим элементом. Картер двигателя вентилируется.

      Система охлаждения двигателя водяная с принудительной циркуляцией от центробежного насоса. Постоянство рабочей температуры двигателя поддерживается термостатом и жалюзи перед радиатором.

     Питание двигателя осуществляется диафрагменным насосом. Карбюратор вертикальный, с падающим потоком и диффузором переменного сечения (изменяется в зависимости от расхода воздуха), ускорительным насосом и экономайзером с механическим управлением. Применяемое топливо — автомобильный бензин с октановым числом 66.

     Электрооборудование двенадцативольтовое, однопроводное, плюс соединён с массой. Генератор шунтового возбуждения 18 а, работает с регулятором напряжения и ограничителем силы тока. Батарея аккумуляторов ёмкостью 50 а-ч.

     Зажигание батарейное. Распределитель зажигания снабжён центробежным и вакуумным регулированием опережения. Индукционная катушка имеет добавочное сопротивление, включаемое при запуске двигателя. Запальные свечи с нарезкой 18 мм типа М-12/10. Стартёр с механич. принудительным включением.

      Сцепление сухое, однодисковое, полуцентробежное. Коробка перемены передач двухходовая с тремя передачами вперёд и одной назад. Вторая и прямая передачи снабжены муфтой лёгкого включения. Передаточные отношения коробки перемены передач: 1-я передача—2,28: 1,2-я передача— 1,604:1, 3-я передача — 1:1, задний ход— 3,383 : 1.

      Карданный вал открытого типа, трубчатый. Карданные шарниры снабжены игольчатыми подшипниками.

      Задний мост главной передачи конические со спиральным зубом, передаточное отношение 5,125 : 1. Диференциал конический с 4 сателлитами. Полуоси на 3/4 разгруженные.

     Тормоза колодочные на все 4 колеса, с гидравлическим приводом от ножной педали. Ручной тормоз с механическим приводом действует на задние колёса.

      Передняя подвеска независимая, с цилиндрическими пружинами, работающими совместно с гидравлическими амортизаторами двойного действия. Все шарниры рычагов подвески на резьбовых пальцах и втулках. Верхние рычаги подвески являются одновременно рычагами амортизаторов. Поперечный стабилизатор расположен впереди передней подвески и смонтирован на двух резиновых опорах под лонжеронами рамы. Задняя подвеска осуществлена при помощи двух продольных полуэллиптических рессор с листами параболического профиля, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами двойного действия.

      Рулевое управление расположено с левой стороны. Рулевая передача — глобоидальный червяк и двойной ролик с передаточным отношением 16,6 : 1.

      Колёса дисковые, штампованные, взаимозаменяемые. Шины низкого давления, размером 6,00" X 16". Давление в шинах 2 кг/см² для всех колёс.

      Кузов типа седан, цельнометаллический, закрытый, 4-дверный. Переднее сидение передвижное. Стёкла дверей разрезные. Одна часть стекла может опускаться, другая — поворачиваться. Кузов оборудован багажником в задней части и ящиком на щитке приборов. Установленный на щитке отопитель позволяет поддерживать внутри автомобиля нормальную температуру при любых морозах, а летом — поступление свежего воздуха. Отопитель снабжён вентилятором для обдува тёплым воздухом ветрового стекла.

      Стандартное оборудование: стеклоочиститель с 2 щётками, 2 противосолнечных козырька, зеркало заднего вида, часы, 2 двухтональных электросигнала, плафон внутреннего освещения, 2 пепельницы, прикуриватель, переносная лампа, подкапотная лампа, масляный манометр, амперметр, спидометр, указатель уровня бензина в баке, указатель температуры воды, комплект шофёрского инструмента, указатель поворота, фары, подфарники, 2 задних фонаря и фонарь освещения номерного знака со светом «стоп».

 

 

 

Устройство автомобиля М-20 "Победа"

 

 

 

 

 

Автомобиль легковой "Москвич"

 

 

 

     Легковой автомобиль «Москвич». В рекламе начала 50-х годов сказано:  "малолитражный четырёхместный автомобиль современного типа, обладает большой скоростью, небольшим весом, экономичен в эксплуатации".


      Двигатель четырёхиилиндровый, четырёхтактный, карбюраторный, мощностью 23 л. с. при 3.400 об/мин., степень сжатия 5,8:1 при рабочем объёме цилиндра 1,07 л, диаметре цилиндра 67,5 мм и ходе поршня 75 мм. Двигатель значительно выдвинут вперёд, на переднюю ось приходится 50,3% и на заднюю — 49,7% нагрузки.


      Передняя подвеска независимая; задняя — на полуэллиптическая рессорах, работающих совместно с гидравлическими амортизаторами одностороннего действия.


      Смазка двигателя смешанная — под давлением и разбрызгиванием, осуществляется масляным шестерёнчатым насосом, работающим от винтовой шестерни распределительного вала. Употребляемое масло — автол селективной очистки с присадками (ТУНКНП 175-45).


      Система охлаждения двигателя принудительная, от водяного центробежного насоса, приводимого в движение трапецевидным ремнём от шкива коленчатого вала двигателя; постоянство температуры воды регулируется термостатом.

      Система питания двигателя состоит из бензинового бака, указателя уровня бензина, бензинопроводов, бензинового насоса диафрагменного типа, карбюратора типа К-24, с опрокинутым потоком и двойным диффузором, всасывающего и выпускного коллекторов. Применяемое топливо — автомобильный бензин с октановым числом не ниже 65.

      Система электрооборудования однопроводная с заземлённым положительным полюсом и напряжением источников тока в системе 6 в. Электрооборудование состоит из щёточного генератора, реле-регулятора, стартёра и аккумуляторной батареи типа 3 СТЭ-65 с напряжением 6 в и ёмкостью 65 а-ч.

      Система зажигания двигателя батарейная. В неё входят: прерыватель-распределитель зажигания с автоматам, центробежным регулятором опережения, индукционная катушка, свечи типа М14Х1.25 мм и замок зажигания. Порядок работы цилиндров - 1—3—4—2.

      Коробка перемены передач трёхскоростная, 2-ходовая, все шестерни выполнены с винтовыми зубьями. Передаточные отношения коробки: 1-я передача — 3,56 : 1, 2-я передача — 1,73 : 1, 3-я передача — 1:1, задний ход — 4,44 : 1.

      Сцепление автомобиля сухое, одно дисковое.

      Задний мост имеет главную передачу коническую со спиральным зубом и передаточным отношением 5,14 : 1.

      Карданный вал открытого типа с карданами на игольчатых подшипниках.

       Рулевое управление левое, рулевая передача — глобоидальный червяк и трёхзубый сектор с передаточным отношением 15 : 1.

      Кузов оборудован 2-местными сидениями. За спинкой заднего сидения расположено вместительное багажное отделение.

      Шины типа баллон, размером 4,50" X16". Давление воздуха в шинах 1,6—1,7 ат.

      Система тормозов: ножной колодочный с гидравлическим приводом, действующим на все 4 колеса, и ручной тормоз с независимым механическим приводом.

      Стандартное оборудование автомобиля «Москвич» включает: аккумулятор, генератор, реле-регулятор, распределитель зажигания, стартёр, катушку зажигания, замок зажигания с двумя ключами, центральный переключатель света, ножной переключатель сзета, переключатель света щитка и плафона, 2 фары (2-ламповые), задний двухламповый фонарь, контрольную лампу зарядки аккумулятора, плафон, сигнал, указатель уровня бензина, масляный манометр, 4 предохранителя, спидометр со счётчиком пройденного пути, теневой щиток, зеркало заднего вида, гидравлический включатель стоп-сигнала, запасное колесо и комплект шофёрского инструмента.

 

 

      Конструкция шасси вышеуказанных типов легковых автомобилей предусматривала возможность использования их под различные автомашины специального назначения (санитарные (ЗИС-110), служебные, почтовые и т. п.). Кроме этих типов, в СССР выпускались четырёхместный автомобиль высокой проходимости «ГАЗ-67Б». Автомобиль имел четырёхцилиндровый, четырёхтактный, карбюраторный двигатель мощностью 54 л. с. при 2.800 об/мин. Привод автомобиля на обе оси, число сменных передач в трансмиссии 4, передаточное число главной передачи 4,44, размер шин 7,00" Х 16", максимальная скорость 90 км/час, эксплуатационная норма расхода топлива 15л на 100 км, мёртвый вес автомобиля 1.320 кг. Автомобиль был снабжён откидным брезентовым верхом со съёмными боковинками.

 

Автомобили легковые Часть 2

Автомобили легковые Часть 3