Палехские лаковые изделия

Палехские лаковые изделия
      Палехские лаковые изделия, палехская миниатюра — предметы декоративного и утилитарно-бытового назначения из папье-маше с миниатюрной живописью по чёрному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска; вид народного декоративного искусства. В СССР изготовлялись в одном из четырёх центров лаковых художественных изделий: РСФСР — в Ивановской (поселок Палех и село Холуй), Владимирской (поселок Мстёра) и Московской (село Федоскино) областях. С пятидесятых годов миниатюрная живопись начала развиваться и в других союзных республиках — в Узбекистане (г. Ташкент), в Армении (г. Ереван) и УССР (г. Киев).
 
 
     В ассортименте палехских лаковых изделий разных размеров — шкатулки, ларцы и коробки, служащие для хранения ценностей, принадлежностей рукоделия и предметов туалета, писем, открыток, фотографий, почтовых марок и пр.; броши, пудреницы, портсигары, салфеточные кольца, чернильные приборы, кубки, а также декоративные пластины, настенные тарелки и т. п. Они пользуются большим спросом в нашей стране и за рубежом как подарки и сувенир.
 
 
      Круг тем живописи палехских лаковых изделий очень широк. В миниатюрах Палеха находили выражение идеи интернациональной солидарности и борьба за мир, социалистическое строительство и индустриальные моменты, труд и быт колхозной деревни, исторические темы, героика Советской Армии, портретный жанр. Палешане часто обращаются к народному эпосу, к русскому фольклору — былинам, легендам и песням, и особенно часто — к излюбленным ими пушкинским сказкам и персонажам горьковских произведений, раскрывая средствами декоративной живописи их содержание.

     Палехские лаковые изделия отличаются в большинстве случаев сложностью многофигурных композиций, подробным раскрытием сюжета. Часто сюжет центральной миниатюры сопровождается рядом миниатюр на боковых стенках шкатулок или на бортах настенных декоративных тарелок, что более полно раскрывает содержание произведения. Палехские лаковые изделия имеют свои особенности и свой оригинальный стиль, обусловленный местными художественными традициями. Они выполняются темперными красками (краски, разведенные на яичном желтке), для них характерно использование чёрного цвета фона. В самом рисунке — линейная тонкость письма, ювелирная отделка мельчайших деталей, использование твореного золота в миниатюре и окаймляющей её орнаментальной рамке. От федоскинских лаковых изделий, выполняемых в манере реалистического письма маеляными красками, палехские лаковые изделия можно отличить по стилизации и условности в изображении людей, пейзажа, животного мира и предметов окружающей среды. В палехских миниатюрах элементы реальной жизни соседствуют с фантастикой, художественным вымыслом, с причудливой архитектурой зданий, с необычайными растениями и окрасками.

     Миниатюры Мстёры и Холуя отличаются от палехских лаковых изделий тем, что чёрный цвет фона в их композициях обычно не участвует, в них меньше элементов условности, фигуры людей делаются обычно более мелким планом, больше внимания уделяется пейзажу.

 
 
 
 
 

Палехские лаковые изделия. Шкатулка

 

 

 

 

     На протяжении нескольких столетий Палех был известен как один из крупнейших центров иконописного промысла. Палехские иконописцы обращали особое внимание на графическую тонкость своего письма и красочную силу изображения. Некоторые из икон Палеха конца XVIII века принадлежат к подлинным шедеврам. Однако в дальнейшем к концу XIX столетия искусство Палеха постепенно пришло в упадок. Лишь немногие мастера, работавшие главным образом по реставрации древнерусской живописи, владели высокими навыками мастерства и были превосходными знатоками различных школ древнерусского искусства. После Великой Октябрьской социалистической революции лучшие художники-иконописцы реставраторы и среди них такие выдающиеся мастера как И. И. Голиков, И. М. Баканов, И. В. Маркичев и др., свою живопись обратили к бытовым вещам. Они создали современную палехскую художественную миниатюру на папье-маше, пользующуюся мировой известностью. Мастера были объединены Палехским отделением Художественного фонда СССР. Отделение имело свои художественно-производственные мастерские. Государственное художественное училище имени Горького в Палехе готовило новые кадры художников-миниатюристов.

 

      Коллекции лучших произведений палехских лаковых изделий имеются в Государственном музее палехского искусства (село Палех), в Музее народного искусства, в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном Русском музее (Ленинград - Санкт Петербург), в областном музее г. Иваново и других музеях.

       На отечественных и международных выставках и ярмарках палехские лаковые изделия неоднократно отмечались высокими премиями, дипломами и медалями. Экспертным советом Всесоюзной торговой палаты мастерским Палехского отделения Художественного фонда СССР за высокое качество изделий был присуждён диплом первой степени. На Международной выставке 1958 году в Брюсселе Палеху присуждена золотая медаль.

 

 

 

Палехские лаковые изделия. Шкатулка

 

 

  

 

       Определение качества палехских лаковых изделий и оценка каждого изделия в денежном выражении производились местным художественным советом. Выпускаемая продукция разделялась на две группы (только высшего и 1-го сортов) промышленную (копийную) и творческую (уникальную). Вся промыленность продукция и часть творческой поступала по договорам для реализации в торговую сеть. Значительная часть лучших и уникальных творческих произведений поступала в Художественный фонд СССР для комплектования зарубежных выставок-ярмарок и пополнения музеев страны.

 

       На всех изделиях внизу, под исполненной живописью, слева пишется золотом номер изделия и слово «Палех», а справа — фамилия автора или исполнителя и год выпуска. К каждому изделию прикладывается паспорт с указанием названия сюжета, сортности и пр.

       Изделия упаковываются в картонные коробки, выложенные внутри слоем ваты. В магазинах палехские лаковые изделия выкладываются обычно в застеклённых витринах.

       Температуpa воздуха в местах хранения — на складах — должна быть без резких колебаний. Относительная влажность воздуха не должна превышать 65%.

 

 

Сувениры
 
 
 
Федоскинские лаковые художественные изделия
 
Холуйские художественные изделия
 
Художественные товары