Опошнянские керамические изделия

Опошнянские керамические изделия

     Опошнянские керамические изделия — народные гончарные художественные изделия с ангобной (глиняной) подглазурной росписью, вырабатываемые артелями в г. Опопшя Полтавской области. Опошня издавна славилась своими гончарными изделиями, изготовление которых развилось там благодаря большим залежам близ нее высококачественных глин.

 

     Развитие современного промысла ведёт свое начало с XIX века, когда большинство населения Опошни занималось производством своеобразных декоративных кувшипов для вина с туловом в форме баранки (куманцы), баклажек, фляг, бочонков на ножках (барилы), баранчиков, мисок и другой посуды; свистулек (глиняных игрушек) в виде фигурок животных и печных облицовочных плиток. Современные Опошнянские керамические изделия сохранили жизнерадостный характер и богатое многообразие форм, среди которых наряду с традиционными национальными появился ряд новых — вазы, декоративные блюда и т. п. Декоративность и выразительность опошнянских изделий связана с их росписью крупным растительным орнаментом, сочетающимся с несложными геометрическими мотивами, без резких ломаных линий, имеющими смягченные, часто округлые очертания. Цветы очень условны по форме, на одной ветке они зачастую имеют совершенно разный рисунок, характер их близок к украинским многоцветным настенным росписям, техника исполнения придает им определенную специфичность.

 

 

     Опошнянская посуда имеет довольно тонкий и гладкий красновато-жёлтый черепок, сравнительно небольшой вес по отношению к ее размерам, чистую отделку. Цвет черепка объясняется тем, что главной составной частью массы, из которой выполняется посуда, является светло-желтая пластичная гончарная глина, в которую для её уплотнения и придания большей прочности черепку добавляется 25—30% темно-коричневой глины. Хозяйственная посуда и скульптурные сосуды формуются на ножных гончарных кругах вручную (вытягиваются из комка глины), некоторые мелкие приставные части (ручки, носики, подставки) оттискиваются в гипсовых формах, а затем прикрепляются жидкой глиной — шликером. Роспись выполняется цветными ангобами (фр. engobe — обмазка), приготовленными из местной белой глины с небольшим добавлением в нее мела, каолина, песка и соответствующих окислов металлов, которые придают ангобу тот или иной цвет. Красный, жёлтый, вишневый, темно-коричневый, чёрный ангобы приготовляются из местной красной и желтой глины с добавками соответствующих красителей. Роспись получается несколько рельефной, выступающей над фоном изделия, благодаря наложению большого количества густых ангобов.

 

     Роспись на изделиях выполняют женщины, мастерство которых передавалось из поколения в поколение. Для росписи в советский период времени использовались рисунки, утверждённые художественным советом Укрхудожсоюза, выполненные на бумаге, однако они не сковывали творчества мастериц; никто не копировал образцов, и роспись выполняется в бесконечном множестве вариантов.

     Роспись наносят на поверхность подсохших, но ещё необожжённых изделий, без какой-либо предварительной разметки или припороха, прямо цветным ангобом, с помощью резиновой груши, в конец которой вставлен кусочек соломы, дающий возможность получать тонкие линии. Сначала мастерица ставит изделие на гончарный круг и, медленно вращая его, наносит горизонтальные, прямые и волнистые полосы разной ширины. Затем, держа изделие на колене, она рисует контурный узор, начиная с самых крупных элементов, которые организуют всю композицию и определяют её основные оси, направленность движения, масштаб. Одновременно учитывалось сочетание цветов, т.к. мастерица в соответствии со своей фантазией выполняет разные части рисунка ангобами разного цвета. По окончании нанесения контурного рисунка его раскрашивают, некоторые элементы контура сплошь заполняют одним цветом, в других дается орнаментальная разделка. Крупные цветные пятна соединяются изображением стеблей, травок, листочков, которые помогают уравновесить всю композицию, придают ей цельность и законченность.

     Трудность выполнения росписи заключается в том, что настоящий цвет ангобов выявляется под глазурью лишь после обжига. Мастерица, рисуя, должна мысленно представить себе, каким будет колорит готовых изделий. Особым видом украшения посуды цветными ангобами является флендровка, которая выполняется главным образом на мисках и представляет собой узоры из сочетания горизонтальных и вертикальных линий и пятен на фоне черепка естественного цвета или ангобированного. Выполняется жидким ангобом по жидкому ангобу. После росписи изделия покрываются бесцветной глазурью и обжигаются. Некоторые виды посуды не украшают росписью, а сплошь поливают цветными глазурями — коричневой (марганцевой) и зелёной (медной).

 

 

     Свистульки лепят вручную и расписывают так же, как и посуду, только более мелким и простым орнаментом. Наиболее распространённые мотивы — горох, листочки, полоски. Роспись подчеркивает условный характер фигурок. Скульптурная форма свистулек решается очень обобщенно. Сглаженная поверхность не моделируется; рога, крылья вылепливаются отдельно и прикрепляются к тулову, которое лепят вместе с ногами и головой на круглой палочке, для того чтобы свистулька внутри осталась полой. Круг изображаемых животных и птиц: конь, баран, козёл, олень, свинья, корова, петух и т. п. Несмотря на условность формы и росписи фигурок, они очень конкретны и изображают не фантастические существа, а животных, существующих в действительности.

 

 

     Облицовочные плитки изготовляются из массы, в состав которой, кроме гончарной глины, входит до 10% шамота (размолотый обожжённый черепок) и до 15% кварцевого песка. Формуются в деревянных формах. Украшаются орнаментом.

    

     Опошнянские керамические изделия пользовались большим спросом у потребителя. Они поступали в продажу через магазины подарков, магазины художественных изделий, специализированные отделы универмагов, киоски при павильонах, на сельско-хозяйственных и промышленных выставках и т. д. Неоднократно с успехом экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках.

 

 

     Основные дефекты, встречающиеся на Опошнянский керамических изделиях: закопчение на черепке, полученное во время обжига при плохом соблюдении температурного режима; крупный и обильный цек (трещины на глазури), образованный при разгрузке горячего горна (мелкий цек, не нарушающий форму предмета, допускается); плохое соединение ангоба с поверхностью черепка и частичное его отскакивание (образующееся при нанесении ангоба на пересохшие изделия или при плохом подборе рецептуры ангоба к черепку); обесцвечивание некоторых цветных ангобов во время обжига (вызванное слишком высокой температурой, при которой красители выгорают). 

 

     Транспортировались изделия в контейнерах по железной дороге и автотранспортом, при погрузке перекладываются мелкой стружкой или соломой. Готовые изделия до продажи должны были хранится в специальных складских помещениях на стеллажах.