Настольные игры

Настольные игры

     Настольные игры предназначаются для игры за столом.

 
     Настольные игры подразделяются на: настольно-печатные игры, настольно-спортивные игры, настольные игры-занятия, занимательные задачи и головоломки.
 
     

Настольно-печатные игры. Игры для детей и взрослых, состоящие в основном из отпечатанных на картоне карточек, игровых полей, красочных таблиц и т. д. с добавлением фишек из дерева, пластмассы, фарфора и т. д. Игровое построение основано главным образом на общеизвестных играх — лото, домино, карты, гусёк и т. п. Игра ведётся по определённым правилам, напоминающим правила указанных общеизвестных игр.

 
В играх типа лото имеются большие обобщающие темы карты с цветными рисунками, к которым в процессе игры подбираются маленькие карточки, соответствующие большим по рисунку или по содержанию темы.
 
В играх типа домино имеются наборы, большей частью в 28 небольших прямоугольных карточек или плашек, каждая с двумя самостоятельными рисунками. Рисунки в наборе подбираются так, чтобы каждая группа в 8 картинок состояла из совершенно одинаковых рисунков или была объединена одной темой, например звери, птицы, овощи, фрукты и т. п. В процессе игры карточки прикладываются одна к другой сторонами с одинаковыми рисунками или с рисунками, относящимися к одной теме.
 
Игры карточного типа состоят из набора карточек с красочными рисунками, объединёнными чаще всего в пары и квартеты с каким-либо единым содержанием. Играющие подбирают определённые группы карточек по игровым правилам, несколько схожим с наиболее распространёнными неазартными карточными играми.
 
В гуськовых играх имеется большое красочное игровое поле и набор фишек. Гуськовыми они называются потому, что играющие в процессе игры двигают свои фишки по игровому полю одну за другой — «гуськом». Движение фишек регулируется выбрасыванием кубика пли запуском волчка с числами, указывающими каждому количество ходов его фишки. На пути фишек встречаются различные приключения, задерживающие или ускоряющие движение фишек к достижению конечной цели игры.
 
Шахматно-шашечные игры имеют игровое поле, чаще деленное на клетки, и набор деревянных, пластмассовых или иных деталей. Игры рассчитаны большей частью на двух играющих, которые в начале игры имеют совершенно одинаковые возможности и равные шансы на выигрыш, но сам выигрыш зависит от точного расчёта, тактических соображений и умения ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке игры.
 
Математические игры ставят своей задачей: закрепление знаний и умений в действиях над числами, решение различных занимательных задач и головоломок с геометрическими фигурами и развитие пространственных представлений. 
 
 
 
      Строятся настольно-печатные игры и на других игровых принципах, представляющих комбинацию или дополнение общеизвестных, а также совершенно новых, создаваемых отдельными авторами.
 
 
      Настольно-печатные игры посредством занимательной игры расширяют кругозор играющих, пополняют их знания полезными сведениями из различных областей науки, техники и искусства и одновременно содействуют развитию мышления, памяти, внимания. В настольно-печатные игры включается литературный текст в виде не-больших сказок, рассказов, очерков или коротких стихов, связанных с тематическим содержанием игры или объяснением игрового процесса.
 
 
     Настольно-спортивные игры содействуют физическому развитию играющих всех возрастов, развивают координацию движений рук и пальцев, меткость, глазомер и т. д. Каждая из игр имеет свои обязательные правила, ставящие основной задачей преодоление определённых препятствий путём напряжения физических и волевых усилий. Поэтому и обстановка игры отличается от первой малоподвижной группы игр. Играющие здесь могут двигаться, меняться местами, производить движения броска, толчка, удара по предмету, стрельбы по мишени и т. п.
 
 
       Многие из этих игр являются настольными вариантами общеизвестных спортивных игр, таких, как футбол, баскетбол, волейбол, городки, крокет и др. В настольных играх крупные кожаные и резиновые мячи заменяются маленькими целлулоидовыми шариками, а спортивные площадки — игровыми полями из картона и фанеры; броски мячей часто производятся с небольших деревянных или металлических трамплинчиков. Многие игры построены по принципу биллиарда. Для развития мускулатуры, упражнения пальцев рук, меткости и координации движений существуют такие игры, как трости, блошки, щелчки, бирюльки, настольные тиры, загонялки. мячебросы, кольцебросы и построенные по их игровому принципу другие игры с разнообразной тематикой. Многие из игр данной группы дают возможность совместить задачу физического воспитания с дидактическими заданиями по развитию чувства восприятия цвета, формы, размера, развитию пространственных представлений, усвоению первоначальных навыков счёта и т. п.
 
 
      Настольные игры-занятия способствуют развитию художественного и конструктивного творчества детей и представляют собой наборы деталей, инструментов, полуфабрикатов, шаблонов, выкроек, упакованных в коробки, папки, конверты, в виде альбомов и отдельных листов. Игровых правил здесь нет, но к наборам прилагаются: письменные инструкции с чертежами и рисунками о том, как работать с материалом набора; альбомы или листы с эскизами примерных поделок, узоров, построек, которые можно создать из данного набора; сценарии и указания к постановке спектаклей в детских настольных самодельных театрах.
 
 
     Большое место среди игр-занятий занимает ручной труд, развивающий навыки и умения по вырезыванию и склеиванию. шитью, вышиванию, выпиливанию, плетению, простейшим столярным и слесарным работам, а также технические наборы — автомоделирование, радиомоделирование, электротехника и т. п. Для развития конструктивно-художественных способностей детей существуют: различные разрезные картинки на картоне, фанере или на кубиках; составные картинки из бумаги и картона для композиции из отдельных рисунков-деталей различных картин; плоские и полуобъёмные мозаики из дерева и пластмассы; настольные тематические и многообразные деревянные, металлические, пластмассовые, керамические и другие строительные игры и конструкторы для создания объёмных предметов и построек. В помощь усвоению художественных знаний выписываются разнообразные альбомы для раскрашивания картинок, для аппликации, декоративного плетения, наборы пластилина для лепки, наборы для изготовления самодельных настольных театров, наборы по художественным ремёслам — инкрустации соломкой, выжиганию, резьбе по дереву, народной росписи и т. п.
 
 
       Занимательные задачи и  головоломки предназначаются главным образом для одного человека или для групповой игры и соревнования между отдельными её участниками.
 
 
      Тематическое содержание и игровые формы задач и головоломок очень разнообразны. В них входят: викторины с вопросами и ответами по различным разделам науки, техники и искусства, разнообразные задачи с буквами и словами — кроссворды, чайнворды, шарады, анаграммы и т. п.; загадочные картинки, перепутаницу, картинки-загадки и т. п.; игры и задания, содействующие развитию зрительной памяти; различные головоломки для решения конструктивных, математических и других задач — шнурковые, проволочные, деревянные, китайская, пифагорова и другие геометрические головоломки, магические и занимательные квадраты и т. п.; игры-головоломки на расстановку фигур в определённом порядке, например игра «Пятнадцать», «Ханойская башня», «Одинокая шашка» и др.; фокусы, зашифрованные письма, ребусы и другие занимательные задания.
 
 
     Задачи и головоломки выпускаются в коробках, конвертах, бандеролях, в виде книжек-игрушек как отдельными экземплярами, так и наборами, подобранными по темам или формам игрового построения. Викторины часто выпускаются в виде электрин.
 
 
 

     Требования к качеству. Художественное оформление настольных игр советского периода всегда должно было быть подчинено игровому и тематическому содержанию игры и, несмотря на специфическую для настольных игр условность и декоративность, отражать жизненную правду, свойственную всем произведениям, искусства социалистического реализма. В настольных играх не должно было быть искажения рисунка сдвигами краски при печати, изменения расцветки рисунков и т. п. При наклейке бумаги на картон не должно было быть морщин, пузырей, вмятин и помарок; проволочные головоломки и металлические детали настольных игр не должны были подвергаться коррозии и иметь острых концов и заусенцев; деревянные головоломки и детали настольных игр должны были быть чисто отделаны, отполированы, покрыты несмывакнцимиея и прочными красками, отдельные части их — точно подогнаны одна к другой; карточки для настольных игр — правильно нарезаны, без перекосов и срезов рисунка, а игровое поле — правильной формы; все материалы и инструменты для наборов по ручному труду должны были быть качественными, вполне пригодными для работы и отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям.

 

       В каждой настольной игре, в её правилах или инструкции, должна была быть точно указана спецификация деталей набора. В соответствии со спецификацией производится и приёмка готовой продукции. Упаковка настольныхигр — коробка, папка и т. п. — должна была быть всегда педагогически продумана, с тем чтобы детям было удобно пользоваться всеми деталями набора, каждый вид которых должен был иметь своё, предназначенное для него место в коробке — укладке. Настольные игры в большинстве случаев укладывались в красочно оформленные коробки, соответствующие содержанию игры. На этикетке указывалось название предприятия выпустившего игру, фамилия автора и художника, место и год издания. Коробки для настольных игр должны были быть прочными, с крепкими неразрывающимися углами, изготовленными из качественного картона или фанеры.

 

       Упаковывали настольные по 10—15 игр в пачке, в зависимости от величины коробки отдельной игры. Хранили настольные игры в сухом проветриваемом помещении, оберегая от сырости, коробления и коррозии.

 

      Общие сведения о настольных играх — Игрушки и Игрушки картонажно-полиграфические.

 
 

 

 

 

"Лото" и "Парашютный десант"

 

 

 

 

"Металлический конструктор №5" и "Металлический конструктор №1"

 

 

 

 

"По местам" и набор для конструирования "Судостроитель" (6 р. 80 коп.)

 

 

 

 

"Летающие колпачки" (0 р. 47 коп.) и "Волейбол" (0 р. 75 коп.)

 

 

 

 

"Цирк" и "Смекалочка"

 

 

 

 

"В путь-дорогу" (1 р. 30 коп.) и "Умный телефон" (0 р. 95 коп.)

 

 

 

 

"Баскетбол" и "Сто двадцать"

 

 

 

 

Строительный набор "Космодром" и "Электроконструктор"

 

 

 

 

"Мы капитаны" (0 р. 70 коп.) и "Морской бой" (0 р. 47 коп.)

 

 

 

 

"Паровозики" и "?"

 

 

 

 

"У костра"и "Попробуй сложи" (0 р. 80 коп.)

 

 

 

 

"Зоологическое лото" (1 р. 50 коп.) и "Ботаническое лото" (0 р. 58 коп.)

 

 

 

 

"Чудо-дерево" (0 руб. 58 коп.) и "Поймай рыбку" (0 р. 44 коп.)

 

 

 

 

"Весёлый тир" (0 р. 50 коп.) и "Теремок"

 

 

 

 

"Юные пожарные" и "С утра до вечера" (0 р. 43 коп.)

 

 

 

 

"Проверь ответ" и "Кому письмо?"

 

 

 

 

"Рыболовы" (0 р. 88 коп.) и "В атаку" (1 р. 30 коп.)

 

 

 

 

"Сказки Андерсена" и "Лото"