Кубачинские художественные изделия

Кубачинские художественные изделия

     Кубачинские художественные изделия (Кубачинские серебряные изделия, Кубачинские ювелирные изделия) - изделия народного художественного промысла, существующего более тысячи лет, вырабатываемые в селении Кубачи Дахадаевского района Дагестанаской АССР.

 

      Ассортимент Кубачинских серебряных изделий разнообразен. Кубачинцы в артели "Кубачинский художник" изготавливали из серебра различные ювелирные украшения, предметы быта и декоративные изделия: кольца, браслеты, серьги, броши, блюда, вазы, столовые приборы, ложки столовые (арт. 25005), десертные (арт. 25010), чайные (арт. 25015), подстаканники (арт. 25038), бокалы, стопки (арт. 25048), чарки, рюмки (арт. 25043), портсигары (арт. 25100, 25105), курительные принадлежности, настольные лампы, обложки для альбомов, чернильные приборы, кувшины, парадное оружие (сабли, шашки, кинжалы), оправы для зеркал, туалетные коробочки и флаконы, наборы для кавказских поясов, пряжки и др. Для Кубачинских серебряных изделий характерна чернь по серебру, которая покрывает изделие и обычно сочетается с резьбой, гравированным орнаментом, золочением, филигранью, сканью, чеканкой, золотой насечкой, резной костью, цветной эмалью, вставками из полудрагоценных камней, инкрустацией из костяных пластинок и т.д.

     Орнамент кубачинцев относится к категории подлинного народного творчества, состоит он преимущественно из стелизованных условно трактованных растительных мотивов - веток, листочков, цветов и пр. Орнамент наносится густой сплошной сетью (вязью) и покрывает всю поверхность изделия пышным узором связанных между собой извивов и завитков. В орнамент иногда вводится декоративный медальон. Часто поверх мелкого густого узора наносится другой - более крупный и редкий, выполненный какой-либо иной техникой. По эффекту орнаментальная ткань кажется бесконечно разнообразной, но при внимательном рассмотрении орнамента можно выделить сравнительно небольшое количество основных традиционных орнаментов узора. Почти каждый из этих элементов носит специальное название. Определённые комбинации элементов орнамента также называются особо: стелизованная ветка дерева с симметричными побегами - тутта, ассиметричный орнамент из спиралей и стеблей - мархарай (заросль). Из отдельных элементов и их комбинаций слагается кубачинский орнамент, который композиционно увязывается с формой изделия или отдельной частью его поверхности.

 

 

     Техника выполнения декоративной отделки кубачинских серебряных изделий разнообразна, но ведущее место занимает гравирование по серебру (которое выполняется короткими штихелями со специальной заточкой) с последующим нанесением черни.

 

     Чернь для кубачинских серебряных изделий представляет собой сплав, состоящий из сервера, меди, свинца и серы, взятых в определенных пропорциях. Сплавленные сернистые металлы в виде порошка наносятся в углубления выгравированного орнамента, после чего изделие нагревается и чернь, растекаясь, заполняет углубления орнамента, прочно соединяясь с серебром. Излишки черни опиливаются напильником и снимаются шабером, а затем изделие шлифуется грифелем или пастой. В результате получается четко выделяющийся на белоснежном фоне серебряного изделия черновой узор.

 

     Насечка, широко применяемая в кубачинских серебряных изделиях, заключается в прокладывании в виде орнамента золотой или серебряной проволоки по поверхности изделия.

 

     Упаковка, маркировка, хранение и другие общие сведения -  Ювелирные изделия.

 

 

Мархарай

 

 

 

 

Элементы Кубачинского орнамента

 

1 — истамбул-бикь; 1а — истамбул-бикь в соединении с вовла; 2 — половина истамбул-бикь; 2а — половина истамбул-бикь в соединении с вовла,- 3 — паранг-бикь; 4 — удвоенная франкская голова (кика паранг-бикь); 4а - удвоенная франкская голова в соединении с двойным чит; 5 — вовла-бикь; 6 — мучал-бикь; 6а — половина мучал-бикь; 7 — сулка-бикь; 8 — кацала-бикь; 9 — половина кацала-бикь; 10 — ашаком-бикь (или уцама-бикь); 11 — половина ашаком-бикь; 12 — гулгул-бикь; 12а — половина гулгул-бикь; 13 — гута-бикь; 14 — какие; 15 — чит; 16 — пархикуан; 17 — калькус; 18 — мицаля-капиля; 19 — сивай; сивай с волосками иногда трактуется как половина истамбул-бикь; 20 — огмуда; 21 — бацлясурат; 22 — дилясурат; 23 — сочетание гутабикь и двух половин истамбул-бикь; 24— сочетание какие, истамбул-бикь и сулка-бикь; 25 — тамга в виде "седельной подушки"; 26 — ветвь с "головками"

(рисунок Али-хана Ахмедова)

 

 

 

Тутта

 

 

 

     Дополнительную информацию можно посмотреть на интересном сайте "Односельчане.ру"

 

 

     Отдельно упомянем.

      Ахмедхан Абубакар - "Ожерелье для моей Серминаз" (радиоспектакль).

      А. Абубакар родился в 1931 году в селении Кубачи, что в Дахадаевском районе Дагестана.

     Окончил Литературный институт имени М.Горького и сценарные курсы при Главкинематографии СССР в Москве. Какое-то время он работал литсотрудником редакции Республиканской газеты "Ленинское знамя", редактором даргинского альманаха "Дружба", ответственным секретарем правления Союза писателей Дагестана.

      Первые публикации А. Абубакара появились в 1949 году на страницах газеты "Колхозное знамя", позже на страницах даргинского выпуска альманаха "Дружба". В 1954 году Дагестанское книжное издательство выпустило его первую книгу - сборник стихов на родном языке "Зарево". А в последующем их было очень много. А. Абубакар также известен как автор многих киносценариев. Это сценарии фильмов "Адам и Хева", "Ожерелье для моей любимой", "Гепард", "Загадка кубачинского браслета". Кроме того, в разные годы им написаны пьесы "Люди в бурках", "Нур-Эддин - золотые руки", "Каменный мальчик".

 

Унцукульские художественные изделия