Велосипедные принадлежности

 

 

     Велосипедные принадлежности - предметы дополнительного оборудования велосипеда, применяемые для создания наибольших удобств во время езды, а также для ремонта велосипеда в дорожных условиях. Ими комплектуются главным образом дорожные, легкодорожные и подростковые велосипеды (см. Велосипеды). К велосипедным принадлежностям относятся: багажник, велосипедная прицепная коляска, велосчётчик, велофонарь, генератор, звонок, зеркало обратного вида, инструменты, насос, отражатель, сетка женского велосипеда, сумка для инструментов, комплект инструментов.

 

 

Багажник

 

 

Багажник располагается над задним щитком велосипеда. Багажник допускал перевозку груза до 15 кг. Состоял из корпуса и двух стоек. Выпускался двух типов: без пружинного держателя и с пружинным держателем, прижимающим груз к корпусу.

Багажник изготовлялся из листовой стали и стальных труб диаметром 12-14 мм (позднее использовался алюминий). Корпус крепился к раме сзади седла болтом и гайкой, стойки крепились к наконечникам задней вилки посредством болта и гайки.

 

 

 

Велосчётчик С4-1

 

 

 

Велосчётчик - прибор для измерения пройденного велосипедом пути. Велосчётчик С4-1 состоит из корпуса со счётным механизмом. Счётчик устанавливался на оси переднего колеса с правой стороны по движению велосипеда, посредством монтажной скобы. Счётчик приводится в действие при помощи поводка, укреплённого на спице. Во время движения велосипеда поводок, ударяясь о пятилопастную звёздочку счётчика, вращает приводную ось звездочки и приводит механизм счётчика в действие. Общее передаточное число счётчика 1 : 455, рассчитано для велосипеда с шинами 28" X 1,8". Шкала счётчика имеет пять рядов цифр, из которых крайние правые (красного цвета) показывают десятые доли километра, а все другие (чёрного цвета) - целые километры.

Точность показаний 0,1 км. Максимальное показание 9999,9 км, после чего велосчётчик посредством раскручивания может быть установлен на первоначальное показание 0000,0. Основные требования к качеству счётчика: плавное без заеданий вращение счетных барабанчиков, смещение цифр на барабанчиках друг относительно друга не более чем на 15% от высоты цифр; ровная и стойкая окраска, стекло бесцветное, без пузырей и царапин. Показания счётчиков в момент их сдачи изготовителем - 0000,0. Велосчётчики С4-1 изготовлялись по ТУ 2293-51 заводом "Автоприбор" Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР.

 

 

 

Велофонарь

 

 

 

Велофонарь представляет собой металлическую чашку параболической формы, имеющую внутри металлический рефлектор, в центре которого помещается электрическая лампочка. К шестидесятым годам производились велофонари и с двумя лампочками: дальнего и ближнего света. Лампочка дальнего света располагается в центре рефлектора, а лампочка ближнего света - в верхней его части.

Переключение с одного света на другой осуществляется специальным переключателем на корпусе фонаря, фонарь закрыт рассеивающим стеклом. Передний фонарь крепится к стержню руля, перу передней вилки, переднему щитку или к специальному фонарному крюку. Кроме переднего фонаря, на велосипедах устанавливается задний сигнальный фонарь с красным стеклом, по размерам меньше переднего. Задний фонарь при помощи кронштейна крепится к перу задней вилки. Фонари передний и задний питаются электрическим током напряжением в 6 в от одного источника - генератора или сухой батареи. Велофонари изготовлялись заводом "Красный Октябрь" в г. Киржаче Владимирской области, заводом "Динамо" имени Кирова и заводом имени Яблочкова в Москве.

 

 

 

Генератор велосипедный

 

 

 

Генератор является источником тока для осветительной системы велосипеда. Крепится на одно из перьев передней вилки при помощи хомутика и кронштейна. Приводится в действие посредством ролика, вращающегося от шины колеса велосипеда.

Ток, возбуждающийся в обмотке генератора, имеет напряжение не менее 5 в при скорости движения велосипеда 8 км/час и от 6,5 до 7,5 в при скорости 12 км/час. Мощность тока 2,5 вт. Генератор имеет пружину, обеспечивающую давление ролика на шину колеса велосипеда величиной 750±100 г, а также устройство, позволяющее отсоединять приводной ролик от шины велосипеда. Корпус генератора изготовляется из алюминия или других металлов и металлических сплавов. Алюминиевый корпус полировался; при изготовлении корпуса из других металлов корпус окрашивался алюминиевой краской с последующим покрытием бесцветным лаком. Кронштейн для крепления генератора хромировался. Генератор должен был быть работоспособен при эксплуатации в условиях температуры окружающего воздуха от -20 до +60°.

Поставка генераторов торгующим организациям производилась в комплекте с кронштейнами, с помощью которых производилось крепление генераторов на велосипедах. Генераторы, поступавшие в продажу в качестве запасных частей, кроме того укомплектовывались передней фарой, двумя электрическими лампами (одна запасная) и соединительным проводом. Генераторы к шестидесятым годам изготовлялись по ГОСТ 7398-55 заводом "Динамо" имени Кирова в Москве и заводом АТЭ-1 в г. Дзауджикау.

 

 

Звонок и зеркало обратного вида

 

 

 

Звонок крепится на руле велосипеда с помощью хомутика и двух винтов; выпускался двух типов: ударный и рычажный.

Наибольшее применение имеет звонок рычажного действия, состоящий из корпуса, нижнего и верхнего хомутиков, крышки, двух осей, пружины и рычажного механизма. Рычажный механизм состоит из рычажка с зубчатым сектором, находящимся в зацеплении с передаточными шестернями, одна из которых соединяется с шестерней ударника. Ударный или двухтональный велозвонок состоит из корпуса, крышки, двух осей, ударника, двух пружин, монтажной пластинки и рычага. На рычаге закреплена пластинчатая пружина, конец которой соединяется с пружиной ударника. При нажатии на рычаг ударник под действием пружин поворачивается вокруг оси и ударяет по крышке звонка. Возвращаясь, с помощью тех же пружин ударник бьёт по корпусу звонка и вызывает звук, отличный по тону от первого.

Звонок должен работать легко, без заеданий и давать чёткий звуковой сигнал.



Зеркало обратного вида - обычно круглой формы, заключается в металлический корпус.

Держатель зеркала даёт возможность установить зеркало на руле в положении, удобном для обзора дороги сзади. Нижнее и верхнее крепления сделаны таким образом, что зеркало можно установить по высоте и углу наклона и поворота в любом положении.

 

 

 

Инструмент для ремонта велосипеда в дорожных условиях

 

 

 

Инструмент предназначен для ремонта велосипеда в дорожных условиях.

Состоит из маслёнки, отвёртки, гаечного комбинированного ключа, ключа для ниппеля, ключа для конусов, втулки и аптечки для ремонта шин.

 

 

 

Велосипедный насос

 

 

 

Насос предназначен для надувания камер велосипедных шин. Представляет собой полый цилиндр, внутри которого перемешается шток с поршнем.

В конце цилиндра сделано отверстие, к которому присоединяется шланг. Производились также бесшланговые насосы, которые соединяются с ниппелем через втулку с резиновым уплотнением, расположенным на поверхности корпуса насоса в нижней его части под углом 90° к продольной оси насоса. Диаметр цилиндра насоса 25-30 мм, длина 400-500 мм. Цилиндр и ручка насоса изготовляются из дюралюминиевых, стальных или пластмассовых труб, стержень поршня - из латунной трубки, поршень - из мягкой, хорошо промасленной юфти.

 

 

 

Отражатель велосипедный

 

 

 

Отражатель состоит из рифлёного рубинового или жёлтого стекла, корпуса, резиновой прокладки и крышки, закрепляющей стекло к корпусу при помощи прессовки. Отражатель закрепляется при помощи винтов и гаек на заднем щитке велосипеда.

 

 

 

Сумка для инструмента

 

 

 

Сумка для инструмента изготовлялась в соответствии с ГОСТ 3907- 47 из кожи или кожзаменителей; по форме бывает прямоугольная, овальная и треугольная. Прямоугольная или овальная сумка крепится сзади под седлом, треугольная - к горизонтальной и подседельной трубе. В женских велосипедах сумки крепятся к подседельной трубе и верхней стойке задней вилки. Фурнитура сумки никелированная или хромированная.

 

Велосипедная прицепная коляска В-93 была предназначена для перевозки детей, использовалась как прицеп к мужскому дорожному велосипеду В-110. Коляска состояла из рамы, изготовленной из сварных труб, и мягкого пружинного сиденья шириной 400 мм, обтянутого дерматином. Общий вес коляски 13,6 кг. Велосипед с коляской имел три колеса с шинами 622 х 40 мм (28" X 1,8"). из которых два колеса принадлежали собственно велосипеду. Крепление шарнирное, осуществлялось в двух точках. Втулка коляски имела специальный корпус, дававший возможность использовать шариковые пути и шарикоподшипники, применявшиеся в серийном производстве велосипедов. При эксплуатации коляски, в целях уменьшения усилия, прилагаемого к педалям велосипеда, ведомая зубчатка велосипеда с количеством зубцов 19 заменялась зубчаткой с количеством зубцов 24. Изготовлялись прицепные коляски велосипедным заводом в Харькове и Львове.

 

Сетка женского велосипеда предназначена для предохранения одежды от попадания в спицы колес. Крепится наконечником на оси заднего колеса и на заднем щитке. В комплект входило 2 х.-б. сетки, 80 крючков, 2 наконечника и 2 шнура.

 

 

 

Маркировка. Велосчётчик, велофонарь и звонок маркировались на корпусе; насос, зеркало обратного вида, сетка женского велосипеда, сумка для инструмента маркировались на упаковке.

 

Упаковка. Багажник и зеркало обратного вида упаковывались в обёрточную бумагу; звонок, велофонарь и велосчётчик - в промасленную бумагу и затем в коробку; велогенераторы упаковываются в коробки; сумки для инструмента и сетки для женского велосипеда упаковывались в ящики.

 

Транспортирование. Багажники, инструменты, насосы, зеркала обратного вида, звонки, велофонари транспортировались комплектно в деревянных ящиках весом брутто 45-50 кг, а также в комплекте с велосипедом; велосчётчики и генераторы - комплектно в ящиках весом брутто 45-50 кг; сумки для инструментов и сетки женского велосипеда транспортировались в комплекте с велосипедом или в ящиках.

 

Хранение. Металлические велосипедные принадлежности при хранении подвергались консервации сроком на 6 месяцев, после чего производилась переконсервация.

 

Сведения о хранении и торговле - см. Велосипеды.




Автоаптечка для ремонта шин

Велосипеды

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме