Черневые художественные изделия

Черневые художественные изделия

     Черневые художественные изделия — художественные ювелирные изделия, в оформлении которых используется чернь.

 

     Высококачественная чернь обладает насыщенным чёрным цветом, с характерным синеватым либо сероватым отливом и глубоким металлическим блеском. Контрастно выделяясь, она в то же время хорошо гармонирует с естественным цветом серебра. Черневое покрытие обладает значительной прочностью, не трескается и не выкрашивается.

 

 

      Техника черни (niello) была издавна известна мастерам-серебряникам Киева, Владимира, Новгорода, Дагестана и Закавказья. В XVI—XVII веках русская чернь достигает высокого развития в работах московских мастеров. В XVIII веке основным центром производства черневых серебряных изделий становится г. Великий Устюг. В советский период время производство черневых серебряных изделий сосредоточено в артелях «Северная чернь» (г. Великий Устюг), «Московский ювелир» (г. Москва), «Художник» (село Кубачи) и «Народное искусство» (селение Гоцатль Дагестанской АССР), «Разно-пром» (г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР). Эти предприятия промысловой кооперации вырабатывали разнообразный ассортимент массовых, подарочных и уникальных черневых серебряных изделий. Отдельные виды черневых серебряных изделий (приборы для вина, стопки) выпускались Тбилисской ювелирной фабрикой. Советские черневые серебряные изделия с успехом демонстрировались на международных выставках.

 

      Великоустюжская артель «Северная чернь», организованная на месте старинного русского черневого промысла, выпускала столовые и винные приборы, отдельные предметы сервировки стола (ножи, вилки, ложки, стопки для вина, подстаканники), шкатулки, коробочки, портсигары, подарочные и призовые кубки. Значительная роль в создании ассортимента устюжских черневых серебряных изделий принадлежала заслуженному художнику РСФСР Е. П. Шильникову, являющемуся художественным руководителем артели.

     В устюжской черни применяется графическая трактовка изобразительных и орнаментальных мотивов с условной передачей светотени и объёма; в этой технике исполняются цветы и фрукты, виды городов, изображения памятников; нередко используются сюжеты из произведений русских писателей (столовый набор «Сказка о царе Салтане», коробочки «Устюг», «Ленинград» и др.). Черневые изображения иногда располагаются на золоченом фоне, которому придаётся «конфаренная» зернистая фактура. В других случаях вызолоченный рисунок помещается на тёмном, черневом фоне.

 

     Артель «Московский ювелир» выпускала подстаканники, портсигары, броши, запонки и др. Помимо массовой продукции артель выполняла уникальные выставочные образцы: ларцы, декоративные тематические вазы, туалетные приборы и т. п.

 

     Кубачинская артель «Художник» выпускала разнообразный ассортимент изделий, пользующихся широкой известностью (см. Кубачинские серебряные изделия).

 

      Артели «Народное искусство» и «Разнопром» выпускали винные приборы, кувшины — кумганы, подстаканники, стопки, кубки из рога, мелкие ювелирные украшения национального характера.

 

 

      Орнаментальный рисунок под чернь в черневых серебряных изделиях кавказских мастеров выполняется глубокой (обронной) гравировкой, при которой штихелем (режущим инструментом) вынимается значительное количество металла. В соответствии с этим черневой узор, в котором преобладают растительные мотивы, имеет силуэтное решение. Тонким стеблям орнамента, листьям, лепесткам цветов и ответвлениям придаются такие очертания, что они легко могут быть вырезаны свободным движением штихеля. Черневой узор строится двояким образом: в одних случаях вырезается силуэт орнамента, в других — выбирается фон и при наплавлении черни светлый серебряный рисунок узора располагается на тёмном черневом фоне. В крупных элементах черневого узора оставляются тонкие перегородочки металла, образующие более мелкий орнаментальный рисунок, чем достигается лучшее сцепление черни с металлом. После наложения и расчистки черни элементы черневого узора окаймляются гравированным контуром, придающим особую четкость рисунку. В дорогих подарочных черневых серебряных изделиях свободные участки серебряного фона дополнительно оформляются обронной гравировкой и чеканкой, применяется золочение. В кубачинских, осетинских и аварских черневых серебряных изделиях черневое серебро нередко сочетается с костью или рогом (в отдельных случаях с фарфором). Наряду с чернью и гравировкой применяется резьба и насечка по кости, выемчатая эмаль (см. Эмалевые художественные изделия).

 

 

    Черневые художественные изделия  не должны иметь явных дефектов гравировки, царапин и вмятин на поверхности, неровностей, оставшихся от шабровки, язвин и вкраплений черни на серебряном фоне; в черневом покрытии не должно быть пустот, пузырьков и белёсых пятен; подгонка отдельных деталей должна быть точной, чистой; золотое покрытие — прочным.

 

     Общие сведения, упаковка, маркировка, хранение черневых художественных изделий  — как Ювелирных изделий.