Хохломские художественные изделия

Хохломские художественные изделия

     Хохломские художественные изделия (Хохлома), хохломская роспись, — изделия старинного народного промысла, изготовленные из дерева, со своеобразной росписью.

     Получили развитие в ряде селений бывших Костромской и Нижегородской губерний (в современных границах Горьковской области). Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома, в свое время крупного скупочного пункта, торговавшего деревянным ложкарно-посудным товаром: сюда крестьяне-кустари свозили свои изделия, и отсюда они развозились по всей России и экспортировались за границу, главным образом в среднеазиатские страны. Позднее торговля этим товаром стала производиться в г. Семёнове (нынешней Горьковской области), почему он называется также «семёновским».

 

     В советский период вырабатывались тремя специализированными артелями: «Хохломская роспись» (бывшая артель «Экспорт») в г. Семёнове, «Хохломской художник» и «Красная Узола» в Ковернинском районе Горьковской области.

 

    В ассортимент хохломских художественных изделий входят ложки, чашки, поставцы, солонки, лоточки, ковши и другая деревянная посуда: мебель, в частности детская; вазы, коробки, шкатулки, декоративные тарелки, пепельницы, пудреницы, сахарницы, кофейницы, конфетницы, полочки для полотенец, вешалки, стенки для календарей и другие предметы широкого потребления С 1960 года вырабатываются также изделия для украшения женской одежды: пряжки для поясов, бусы, клипсы, броши, заколки для шляп, головки и наконечники для зонтов. Как предмет народного творчества хохломские художественные изделия служат украшениями в жилых интерьерах и приобретаются в качестве сувениров.

     Наряду с массовой товарной продукцией артели выполняли по заказам учреждений уникальные предметы — подарочные, для музейных фондов и пр. Хохломская роспись иногда используется в декоративных целях при оформлении интерьеров общественных зданий, торговых помещений и пр. Она находит применение и в производстве детских игрушек — ею оформляются предметы кукольного хозяйства.

 

     Хохломские художественные изделия изготовляются в основном из древесины мягколиственных пород (липы, березы, осины) токарным и столярным способом, а в последнее время также из бумажно-древесных масс с применением горячего прессования на гидравлических прессах.

    Грунтовка полуфабриката — «вапка» (от древнего слова «вапить», т. е. красить), художественная роспись и отделка изделия складываются из ряда традиционных сложных и трудоемких операций, требующих от исполнителей большого умения. Неокрашенный полуфабрикат натирается жирной глиной особого состава, смазывается сырым льняным маслом, шпаклюется и несколько раз олифится. Операции чередуются сушкой. В заключительной стадии подготовки полуфабриката под роспись его покрывают с обеих сторон тонко растёртым алюминиевым порошком — пудрой (взамен хлористого серебра или олова, ранее применявшихся для этой цели), в результате чего изделие кажется сделанным из серебра. Также применяли синтетические химикаты промышленного производства, обладающие требуемыми кроющими качествами и прочностью на воду, свет и тепло: глину заменяли грунтовкой № 138, сырое льняное масло для промасливания грунта — лаком № 4-с и варёное масло, употребляемое для лакировки, — лаком № 75.

 

     Роспись изделий выполняется вручную. Пользуясь жароустойчивыми (не сгорающими) масляными красками, рисунок наносят на изделие свободными мазками, причем металлизированный фон просвечивает между деталями рисунка, отливая серебром. По окончании росписи краски закрепляют в печи («тушовка») и подвергают изделие «лачке», покрывая несколькими слоями вареного масла или лака, и, наконец, «поджаривают» — закаливают в печи при температуре 270—300°, а при применении синтетического лака — 100°. В результате закалки масляный (лаковый) слой на серебристом фоне изделия желтеет и становится «золотым», каким он виден на изделиях в продаже. Металлизация фона характерна для большей части хохломских изделий, но не обязательна для всех; не обязателен и золотой фон, он может быть цветным или сохранять природный цвет дерева под прозрачным слоем лака.

     Основная колористическая гамма хохломской росписи — красное и чёрное с золотом. Для фона и разделки отдельных деталей рисунка используются и другие дополнительные цвета. В палитре хохломских мастеров: киноварь ртутная или кадмий красный, сажа ламповая, зеленый, жёлтый и оранжевый кроны и некоторые другие краски, используемые в меньшей степени.

    Орнаменты на хохломских художественных изделиях  представляют собой создаваемые мастерами росписи свободные композиции из различных растительных элементов (вьющихся и стелющихся стеблей трав, листьев, полевых цветов, ягодок, плодов) с включением в них изображений птиц — все это образует очень сложный и своеобразный красочный узор. В СССР в отдельных композициях в орнамент включались советские эмблемы. Наряду со сложными, многие рисунки отличаются лаконизмом композиции и представляют собой мазки чёрным и красным на золоте, т. н. хохломскую травку. Рисунки на дешевой массовой продукции состоят обычно из чередующихся полос разных цветов и форм геометрического орнамента.

     Различают два основных художественных приёма орнаментальной росписи: верховое травное письмо и фоновое (под фон). При верховом письме орнамент наносится на металлизированный фон, покрывающий, как описано выше, всё изделие; часто применяются, так называемые тычки („ягодки"), нанесенные среди травного орнамента ваткой, намотанной на обратный конец кисти и смоченной краской. При фоновом письме рисунок остаётся «золотым» (т. е. в цвете металлизированного фона), а вся остальная часть поверхности закрашивается (поверх алюминия) обычно чёрной или ярко-красной краской (киноварью). Применяют также так называемое круглое письмо (по местному «Кудрину») — фон закрашивается и крупные формы орнамента расписываются различными узорами.

 

     Искусство росписи в этом уникальном промысле передаётся из поколения в поколение. Большое влияние на развитие промысла оказали работавшие семьями старые мастера Ф. и П. Красильниковы, П. Подогов, Н. Тюкалов, С. Юзиков, Ф. Бедин и другие, воспитавшие много талантливых молодых мастеров.

 

     Артели успешно выступали на отечественных и международных выставках. На Всемирной выставке в Брюсселе Горьковскому облпромсовету за хохломские изделия была присуждена золотая медаль. Лучшие вещи традиционного и нового современного ассортимента имелись в постоянной экспозиции Музея народного творчества Роспромсовета в Москве и в местном музее при артели «Хохломская роспись» в г. Семёнове; эти экспонаты могли служить эталонами при даче заказов артелям торгующими организациями.

 

    Требования к качеству.

     При выработке полуфабриката не допускалась дряблость древесины, трещины, задиры, скосы, вываливающиеся сучки; допускалась: синева и краснина, темные без гнили пятна, здоровые, сросшиеся с древесиной сучки в диаметре до 5 мм.

     По конструкции изделия должны были строго соответствовать утвержденным образцам и чертежам на них. Изделия с внешним укрытием должны были закрываться туго (с учётом их дальнейшей усушки), а с внутренним укрытием — слабо (с допуском между стенками и крышкой от 2 до 3 мм). В окраске не допускались потёки, пятна, кривизна поясков, неровность отводки у верхней части дна и изделия, маркость полуды внутренней стороны изделия, потёки масла с наружной и внутренней сторон, излишняя сухость лакировки, шишки и волоски на поверхности, неровная и мягкая закалка.

 

     Выпускались хохломские художественные изделия двух сортов: 1-го и 2-го. Изделия, соответствующие требованиям ТУ, относились к 1-му сорту. В изделиях, относимых ко 2-му сорту, допускались некоторые незначительные отклонения от требований ТУ, в количестве не больше пяти.

 

    Маркировка, упаковка, хранение.

      На донышке каждого изделия с наружной стороны ставился алюминиевым порошком и маслом штамп артели с названием предмета, размером и розничной ценой. Изделия обёртывались бумагой и укладывались в плетёные короба с прокладкой стружкой. Сверху короб закладывался плетёной крышкой и зашивался шпагатом. В короб укладывался лист, в котором указывался номер накладной, наименование изделий, их размеры, количество, сорт, фамилии бракёра и упаковщика, дата упаковки. На коробе ставился номер вложенного листа и штамп артели. Более дорогие изделия имели индивидуальную упаковку. Хранились изделия в сухом помещении при комнатной температуре.

 

Сувениры
 
 
 
 
Федоскинские лаковые художественные изделия
 
Холуйские художественные изделия
 
Художественные товары