Богородские изделия

Богородские изделия
     Богородские изделия - декоративная деревянная скульптура малых форм и игрушка, вырабатываемые мастерами - резчиками деревни Богородское Загорского района Московской области (артель "Богородский резчик").
 
     Промысел богородских изделий существовал уже в XVIII веке и его творческие традиции, восходящие к XVI-XVII векам, сохраняют свое значение и в настоящее время. Промысел богородских изделий тесно связан с игрушечным промыслом г. Загорска - крупного центра производства народной игрушки. В ассортимент богородских изделий входят серийные и уникальные изделия. Большой известностью пользуются движущиеся игрушки, например: "дергачи", "кузнецы", "клюющие курочки", "белка у мельницы", "лиса и утка". Они приводятся в движение с помощью простейшего деревянного механизма, пружинки или грузика, подвешенного на верёвочке (игрушки на балансе). Скульптуру богородских мастеров составляют главным образом фигурки животных и людей (действующих лиц русских сказок) или изделия, отражающие сцены деревенского быта. Эти фигурки используются для украшения жилых комнат и как игрушки.
 
     Уникальные и малосерийные богородских изделий представляют собой многофигурные композиции, например "тройка", "чаепитие", серия "Советские воины" (М. А. Пронин, 1943-1944), "Три богатыря" (К. И. Стулов, 1945), "Дружба народов" (Н. И. Максимов, В. С. Зинин и др., 1947).
 
 
     Богородские изделия режутся из мягких пород дерева, в основном из липы, изредка из осины и ольхи, без верстака, на колене мастера. Куски ольхи перед резьбой распариваются в русской печи. Инструментами служат топор, поперечная пила, богородский нож особой формы и набор разных стамесок. Поколения мастеров-резчиков выработали традиционные богородские приёмы, позволяющие "с маху", всего лишь несколькими движениями ножа, придать дереву все основные и наиболее типичные черты будущего скульптурного изображения. Богородские изделия отличаются простотой и обобщенностью формы, художественной лаконичностью, обладая большой выразительностью и реализмом. С большим искусством богородские резчики изображают животных, действующих, как люди, например: "медведь, играющий на баяне", "медведь на велосипеде". Звери и животные богородских изделий часто наделены чертами, присущими человеку: добродушием, лукавством, хитростью.
 
     С давних пор богородские мастера изготовляют неокрашенные изделия ("белый товар"). Неокрашенные, белые, богородские изделия отличаются своеобразным сочетанием гладкой (обработанной шкуркой) и порезанной ножом или стамеской поверхности дерева. Неглубокими вырезами и выемками в богородских изделиях хорошо передается характер шерсти животных или оперения птиц. Для передачи в скульптуре отдельных деталей у богородских мастеров существуют специальные трафаретные приёмы. Густая спутанная шерсть на спине медведя передается изгибающимися бороздками, шелковистый блеск шкуры коня достигается обработкой изделия куском дерева, грудное оперение птиц изображается в виде полукруглых лунок. Иногда резчики используют дополнительные приёмы. Например, в некоторых композиционных изображениях деревца оживлены колеблющимися листочками, посаженными на тонкие проволочки.
 
     Недостатком богородских изделий считается злоупотребление шкуркой или стеклянной бумагой при окончательной отделке скульптуры, в результате чего сглаживаются формы и обедняется фактура. Белые богородские изделия, в отличие от окрашенных, не покрывают лаком, не вощат и не полируют. При хранении их очищают от пыли сухой платяной щеткой. Некоторые богородские изделия выпускаются окрашенными в яркие цвета гуашевыми или масляными красками. Под окраску, которая производилась в г. Загорске, шли изделия из белой ольхи. Некоторые фигурки окрашиваются не целиком, а лишь в отдельных местах; окрашенные места сочетаются с естественным цветом и текстурой дерева. Такие богородские изделия покрывают лаком. При хранении их можно протирать сырой тряпкой. Каждую новую модель богородских изделий ранее утверждал художественный совет Научно-исследовательского института художественной промышленности.
 
     Сбыт богородских изделий торговым предприятиям осуществлялся через Росхудожпромсоюз.
 
      При транспортировании богородские изделия заворачивали в оберточную бумагу и упаковывали в фанерные ящики.
 
Лит.: Соболевский Н., Художественные промыслы Подмосковья, М., 1948; Народное искусство СССР в художественных промыслах, т. 1, М., 1940; Соколов В.И., Народная резьба по дереву, М., 1945; Церетелли Н., Русская крестьянская игрушка, М., 1933.