Музыкальные товары

     Музыкальные товары — изделия, имеющие отношение к извлечению и воспроизведению музыки.
 
К музыкальным товарам относятся:
 
а) музыкальные инструменты;
б) запасные части и принадлежности к музыкальным инструментам: смычковым (смычки, струны, волос для смычков, колки, струнодержатели, подбородники, машинки для настройки струн, канифоль для смычков, сурдинки, подставки); щипковым (колковая механика, подставки, струны, медиаторы, плектры); духовым (мундштуки, трости, машинки для мундштуков, колпачки, сурдины, щетки для чистки канала духовых инструментов, подушки для клавишей рычажного механизма);
в) футляры и чехлы для музыкальных инструментов;
г) механические и электрические аппараты для воспроизведения звукозаписи (граммофоны, магнитофоны, электропроигрыватели);
д) запасные части и принадлежности к граммофонам (граммофонные иголки, мембраны и т. д.);
е) граммофонные пластинки;
ж) приборы (камертоны, метрономы).
 
 
 

Выкладка струнных музыкальных инструментов в магазине

 

 
 
 
     Кроме того, к музыкальным товарам относятся также самоучители и школы игры на различных музыкальных инструментах. Иногда вместе с музыкальными товарами продают и музыкальные ноты, хотя, как правило, ноты входят в ассортимент печатных изданий и продаются в книжных магазинах. Музыкальные товары относятся к товарам сложного ассортимента и продаются потребителю по личной отборке. Продажа их производилась: в отдельных специализированных магазинах, имеющих полный ассортимент всех видов музыкальных товаров; в узкоспециализированных магазинах по отдельным группам музыкальных товаров, например в магазинах пианино и роялей, в магазинах грампластинок и т. д.; в магазинах культтоваров; в общих промтоварных магазинах. В последних двух случаях для продажи музыкальных товаров выделялись обособленные отделы или секции.
 
 
 

Выкладка язычковых музыкальных инструментов в магазине

 

 
 
 
       Хранение. Музыкальные товары в подсобном помещении (в кладовых или на складе) располагались в фабричной упаковке или специальных футлярах. Музыкальные товары в кладовых нужно было располагать так, чтобы обеспечить не только лучшую их сохранность, но и быстрое нахождение их, удобство отбора, передачи на рабочее место, учёта, приёмки. Помещение кладовой или склада должно было быть чистым и сухим, иметь отопление и приточно-вытяжную вентиляцию. Относительная влажность воздуха не должна была превышать 60%, температура в помещении должна быть постоянной и находиться в пределах от 14 до 18°
 
       От повышенной влажности, сырости на металлических частях может появиться ржавчина, а деревянные части могут расклеиться. От чрезмерной сухости пересыхают жильные струны и растрескиваются деревянные части инструментов. Пыль разъедает полировку и лакировку древесины, лак и войлочные прокладки; забивает звуковые канавки граммофонных пластинок; попадая внутрь музыкальных инструментов, снижает качество их звучания. При хранении следует особенно оберегать внутреннюю обивку футляров от моли.
 
      Щипковые инструменты хранят на стеллажах и полках на ребре или плашмя, в зависимости от формы корпуса, завернутыми в бумагу, со спущенными струнами, грифом попеременно к стене и к проходу или «звёздочкой» (балалайки). Скрипки и альты укладывают на ребро. Крупные щипковые и смычковые инструменты подвешивают в реечных шкафах или укладывают на ребро на полки. На время хранения у струнных инструментов ослабляют струны, у смычков — волос, в барабанах и литаврах отпускают винты. В граммофонах ослабляли пружину.  Граммофоны устанавливали на ребро в 2—3 яруса. Пластинки укладывали по 1 штуке в конверты и упаковывали по 20 конвертов в коробки, которые обычно устанавливали так, чтобы пластинки были на ребре. Медные духовые инструменты хранили на стеллажах в футлярах или завёрнутыми в бумагу. Из них должны были быть вынуты цуги, мундштуки; цуги смазывались технически вазелином, вентили протирали мягкой тряпкой, смоченной в керосине. Язычковые инструменты в футлярах или завёрнутые в бумагу устанавливали стоймя на стеллажах в два ряда; между рядами прокладывали картонную или войлочную прокладку. Стеллажи для музыкальных товаров имели две жёстко закреплённые нижние полки с расстоянием между ними 54 см, высота стеллажа 250 см, глубина 60 см. В верхней части стеллажа были устроены различные подставки, вкладыши и штанги.
 
       При приёмке музыкальные инструменты разбраковывали в объёме желательно 100%, проверяли их звучание (настраивая по камертону) и внешний вид. Граммофоны проверяли путём проигрывания пластинок Грампластинки проверяли по внешнему виду и по звучанию при проигрывании; пластинка, имевшая хотя бы незначительные повреждения поля записи, приёмке не подлежали.
 
       Для успешной торговли музыкальными товарами большое значение имела организация показа и консультация потребителей музыкальных товаров в магазине располагались в распакованном виде. При размещении музыкальных товаров в магазине следовало иметь в виду, что наиболее многочисленная группа музыкальных товаров, а именно музыкальные инструменты, представляет собой сравнительно громоздкие изделия, требующие иногда особых устройств для их хранения и показа. Обычно музыкальные инструменты располагают по группам: отдельно щипковые, смычковые, язычковые, духовые, ударные.
 
 
 

Витрина-шкаф для музыкальных товаров

 

 

        Продажу струнных клавишных инструментов, т. е. пианино и роялей, обычно производили в отдельных помещениях универсальных магазинов и в специализированных магазинах. Во всех случаях пианино и рояли должны были быть расставлены так, чтобы покупатель мог осмотреть их со всех сторон и опробовать. При ограниченной площади помещения пианино могли быть установлены попарно одно к другому задними сторонами; спереди должно было быть достаточно места, чтобы покупатель мог свободно расположиться для игры. Рояли всегда размещали со свободным проходом вокруг инструмента, при опробовании рояля следовало поднимать крышку инструмента. У всех инструментов, выставленных для продажи, должны были быть проверены точность настройки и правильное действие клавишного механизма.

       Обычно музыкальные инструменты — не только одного артикула, но даже изготовленные на одном и том же предприятии — разнятся между собой по тембру или по силе звучания.

       В свободное от показа время пианино и рояли должны быть защищены от пыли и от солнечных лучей чехлами. Вместе с пианино и роялями располагали обычно и арфы, хотя последние относятся к щипковым инструментам. Арфы должны быть точно настроены, а действие педального механизма — проверено. Арфы размещаются так, чтобы покупатель мог опробовать их, и также покрываются чехлами.

 

 

Упакова баянов

 

 

 

 

       Для размещения в торговом зале и показа щипковых и смычковых инструментов целесообразно использовать реечные шкафы, стенки которых желательно обить декоративной тканыо светлых тонов. Гитары, балалайки, мандолины, а также скрипки, альты с натянутыми и настроенными струнами должны быть вертикально подвешены в специальных шкафах лицевой стороной к покупателю.

 

 

Выкладка струнных музыкальных инструментов

 

 

 

       Для подвешивания рабочих запасов этих инструментов пользовались также рейками с прорезями и упорами, оклеенными бархатом. В том случае, если рейки были расположены в несколько рядов, в 1-м ряду помещали балалайки, во 2-м — домры и мандолины, в 3-м — скрипки, в 4-м — гитары. В некоторых случаях инструменты ставили в полоборота; такая установка экономит место. Кроме того, при таком размещении инструментов все деки хорошо видны, и каждый инструмент легко вынуть и вновь повесить на место. Виолончели, контрабасы и крупные оркестровые щипковые инструменты (например, балалайки — бас и контрабас) устанавливали на высоких подставках, обитых мягкой тканью, или подвешивали на свободных пристенках.

 

       Язычковые инструменты — гармонии, баяны и аккордеоны — устанавливали рядами на полках, под углом в 45°, клавиатурой к покупателю, причём клавиатура инструментов должна находиться в вертикальном положении Богато инкрустированные инструменты ставили не под углом, а прямо. Губные гармоники располагали под стеклом в настольных витринах в раскрытых коробках или без них.

 

       Медные духовые инструменты в зависимости от их размеров размещают в шкафах (в подвешенном состоянии) или на невысоких подставках. Укладывают их на полках плашмя, раструбами наружу; ставили вертикально на раструб (трубы, фанфары) или укреплял в висячем либо в стоячем положении в рейках с прорезями.

 

       Деревянные духовые инструменты располагали в витринах под стеклом в раскрытых футлярах.

 

 

Витрина магазина музыкальных товаров

 

 

 

 

     Ударные инструменты подвешивали в шкафах (треугольники, гонги, тарелки и т. п.), укладывали на полках (палки барабана, металлофоны, бубны) или в витринах (кастаньеты), наиболее крупные (оркестровые и джазовые барабаны, литавры и т. п.) устанавливали на полу.

 

     Все инструменты должны были находиться в состоянии, годном для немедленного проигрывания.

 

 

Подставка для скрипки

 

 

 

       Струны, принадлежности и запасные части музыкальных инструментов обычно располагали под стеклом в настольных витринах, выдвижных яшиках шкафов и прилавков, группируя их по группам музыкальных инструментов, для которых они предназначены. Футляры, ремни коробки с принадлежностями и деталями хранились в нижних частях шкафов.

 

     Граммофоны, патефоны, проигрыватели и т.п. хранили рядами на полках, оставляя на прилавке открытыми для обозрения образцы имеющихся в продаже видов. Выставляли их в полуоткрытом виде, под углом 30—45°. Грампластинки обычно продавали в обособленном отделе. Для хранения грампластинок в магазине применяли стеллажи, разделённые на небольшие клетки, в которых грампластинки помешали в бумажных конвертах установленными на ребро. Все пластинки располагались по репертуарным группам. В отделе должен был быть вы вешен хорошо видный покупателям список имеющихся в продаже пластинок по всем репертуарным группам, должен быть  установлен проигрыватель (проигрыватель или радиола), для проигрывания грампластинок, организовано бесшумное прослушивание (при помоши наушников, системы направленного звука, либо при помощи особых звуконепроницаемых кабинок).

 

 

Музыкальные инструменты

 

 

 

     Мелкие сопутствующие товары (иглы для проигрывателей, струны, запасные части), а также небольшие музыкальные инструменты (флейты-пикколо, окарины, губные гармоники) размещали в пультах и витринах прилавков. Электромузыкальные инструменты обычно демонстрировали в раскрытых футлярах, помещённых на полках. Для опробования электромузыкальных инструментов в магазине надлежало иметь радиоприёмник с адаптерным вводом. Последний также был необходим для демонстрации электропроигрывателей.

 

 

Подставка для банджо

 

 

 

       Самоучители и школы игры на музыкальных инструментах размещали на открытой витрине или под стеклом. Если покупатель покупал отдельные виды музыкальные товары в количестве меньшем, чем это предусмотрено заводской упаковкой, нужно было производить упаковку каждого вида в соответствии с установленными требованиями упаковки того или иного вида музыкальных товаров.

 

     Продавец музыкальных товаров должен был знать свойства и качества этих товаров, быть музыкально грамотным, обладать музыкальным слухом, знать основные правила игры на музыкальных инструментах, уметь пользоваться и обращаться с ними. При демонстрации музыкальных товаров опытным музыкантам продавец должен был подать покупателю несколько инструментов для осмотра и выбора их, и разъяснить их новые конструктивные особенности и детали. Демонстрируя музыкальные товары неопытному музыканту, продавец должен был дать возможность покупателю услышать их звучание, показать технику настройки и приёмы игры на данном инструменте, дать совет не только о том, как пользоваться, но и как ухаживать за инструментом (не брать влажными руками, обтирать замшей и т. д.). Инструмент не рекомендовалось давать для опробования в руки неопытным музыкантам. Консультирование покупателей об особенностях музыкальных товаров, способах их использования и обращения с ними следует проводить не только устно при отпуске товара, но и путём устройства выставок, витрин, вывешивания плакатов, выдачи специальных памяток-инструкций, организации консультаций музыкантов. Звучание инструментов, их тональность и строй желательно было проверять в специальных кабинах.

 

 

Размещение предприятий, выпускавших музыкальные инструменты (1958 год)