Фототовары

 

 

     Фототовары как товарная группа в СССР подразделялись на следующие подгруппы: фотоаппараты, фотопринадлежности, фотохимикаты и светочувствительные фотоматериалы.

 

     Фотоаппараты, в свою очередь, к шестидесятым годам подразделялись на: микроформатные («Киев-Вега», «Микрома-2» и др.); малоформатные («Смена», «Смена-2», «Смена-3», «Смена-4», «Орикс», «Юность», ФЭД, ФЭД-2, «Заря», «Зоркий», «Зоркий-С», «Зоркий-2», «Зоркий-2С» «Зоркий-З», «Зоркий-ЗМ», «Зоркий-ЗС», «Зоркий-4», «Зоркий-5», «Зоркий-6», «Друг», «Мир», «Ленинград», «Киев-II», «Киев-III», «Киев-IIА», «Киев-IIIА», «Киев-4», «Киев-4А», «Зенит», «Зенит-С», «Старт», ФГ-2 и др.); среднеформатные («Юнкор», «Эстафета», «Искра», «Любитель», «Любитель-2», «Москва», «Москва-2», «Москва-2С», «Москва-3», «Москва-4», «Москва-5», «Салют», «Спутник», «Момент» и др.) и крупноформатные (ФК-13х18, ФК-18х24).

 

      К фотопринадлежностям относились: автоспуски, бачки фотографические, валики для накатки фотоотпечатков, ванны фотографические, видоискатели фотографические, вкладыши кассетные, глянцевалъные станки фотографические), дальномеры фотографические, зажимы для сушки фотографические, кадрирующие рамки универсальные, кассеты фотографические, клей фотографический, кольца удлинительные к фотоаппаратам, конденсоры, копировальные рамки фотографические, копировальные станки, коррекс, краски для раскрашивания фотоснимков, лампы фотографические заливающего света, лампы фотографические мгновенного действия (импульсные, лампы-вспышки разового действия, магниевые), матовые стекла фотографические, матолейн, мегики перезарядные, микрофотонасадка, мультипликатор фотографический, насадочные линзы к фотоаппаратам, поляроидные насадки, ретушевальъные принадлежности и материалы, стереонасадки к фотоаппаратам, ноготки фотографические, объективы к фотоувеличителям, объективы фотографические, определители выдержки для фотопечати, определители резкости фотографические, паспарту, пинцеты, рамки для фото, открыток и репродукций, реле времени для фотопечати, репродукционные приборы фотографические, светофильтры корректирующие для цветной фотопечати, синхронизаторы приставные, сушильные станки фотографические, тросики спусковые, увеличители фотографические, фильтры-приставки для цветной фотопечати, фонари фотолабораторные, фотоосветители, фотоэкспонометры, цветокорректор для цветной печати, штативы фотографические, штативные головки фотографические.

 

     К фотохимикатам относяились: амидол, аммоний азотнокислый, аммоний роданистый, аммоний сернокислый, аммоний углекислый, аммоний хлористый, виражи фотографические, глицин, пинанкриптол жёлтый, пинанкриптол зелёный, медь бромная, медь сернокислая, метабисульфит калия, метол, натр едкий, натрий бензосульфиновокислый, натрий бромистый, натрий серноватисто- кислый, натрий сернистый, натрий сернокислый, натрий фосфорнокислый двухзамещённый, натрий хлористый, никель хлористый, ослабители фотографические, парафенилен-диамин, парааминофенол, пирогаллол, пирокатехин, соляная кислота, тиокарбомид, усилители фотографические, фиксаж-вираж, фиксажи фотографические, этилоксиэтилпарафенилендиамин.

 

     Фотоматериалы светочувствительные подразделялись на негативные, негативно-позитивные и позитивные. К ним относились: фотопластинки (негативные, позитивные и репродукционные), фотоплёнки (плоская форматная, 60-мм широкая катушечная, 35-мм перфорированная, «Микрат», фототехническая) и фотобумага общего назначения — чёрно-белая и фотоцвет, а также реверсивная для рефлексной фотопечати, документная, регистрирующая, фотостатная.

 

      До реализации качество фототоваров должно было быть проверено на соответствие требованиям ГОСТ, РТУ и ТУ. Эта проверка, как правило, не распространялась на светочувствительные фотоматериалы и фотохимикаты, т. к. в этом случае товар приходит в негодность. Однако при массовых жалобах покупателей на качество пластинок, фотоплёнок, фотобумаги и фотохимикатов, проверка их качества должна была быть осуществлена в выборочном порядке. Фотоаппараты и фотопринадлежности подвергаются 100%-ной проверке при приёмке и продаже. Они проверялись на отсутствие внешних дефектов и работоспособность. В фотоаппаратах проверялась работа затвора на различных скоростях, наводка на резкость, выдвижение объектива и т. д.; в штативах — выдвижение колен и устойчивость, целостность резьбы штативной гайки и т. д.; в объективах — отсутствие трещин, заеданий, пороков линз, чистота поверхностей, целостность резьб и т. д.

 

      Выкладка фототоваров производилась по следующим группам: фотоаппараты и оптика; фотопластинки и фотоплёнки; фотобумаги, фотохимикалии, фотопринадлежности. Фотоаппараты выкладывались на полках по форматам кадра: микроформатные, малоформатные, среднеформатные, крупноформатные, а внутри каждой группы — от наиболее дешёвых до дорогих. Оптика размещалась по видам (объективы, линзы и т. п.) и маркам. Негативные и позитивные фотоматериалы выкладывались в имевшимся ассортименте группами с учётом их классификационных признаков. Фотохимикаты размещались по назначению и по видам (проявители, фиксажи, виражи, усилители и т. д. и далее: проявитель метоловый, гидрохиноновый и т. п.). Фотопринадлежности размещались по видам, а различающиеся по размерам (ванны, глянцеватели, кадрирующие рамки, увеличители и др.) — с их учётом.

 

     При продаже фототоваров большую роль играла консультация и помощь продавца в выборе покупателем нужного ему товара. Выяснив желания покупателя, продавец был обязан рекомендовать ему тот или иной товар, рассказать о преимуществах и недостатках каждой модели, сопоставив с однотипными, показать приемы пользования изделием и предупредить возможные поломки от неаккуратного обращения. При продаже фотоаппаратов целесообразно показать покупателю форматы снимков, которые можно было получить, пользуясь тем или иным аппаратом, а также рассказать о способах увеличения и применяемых для этой цели приборах. При этом необходимо было ознакомить покупателя с перечнем принадлежностей, без которых пользоваться данным аппаратом было нельзя. Продавцы должны были быть ознакомлены с вновь поступающими в продажу товарами. Эта работа, как правило, должна была проводиться квалифицированными работниками предприятий-поставщиков. При наличии в магазине консультанта (специализированные магазины) эта работа могла быть возложена на него.

 

     Большое значение при торговле фототоварами имела консультация для покупателей по всем вопросам фотографии путём наглядных пособий, демонстрации образцов и стендов, развешиваемых или устанавливаемых в магазине, а также в устной форме специально выделенным лицом — консультантом или квалифицированным продавцом магазина. Магазин фототоваров должен был располагать специальными красочно оформленными таблицами с наглядными экспонатами-примерами и необходимыми разъяснениями, например, по следующим вопросам: выбор бумаги, выбор плёнки, ошибки освещения, съёмка движущихся предметов, увеличение и т. д.

 

     Для этой же цели можно было использовать и свободные прилавки, покрытые стеклом, под которыми экспонировались образцы фоторабот, выполненные на различных сортах бумаги, со светофильтрами и без них и т. д. Выявлению спроса на товары и привлечению внимания потребителей к их ассортименту и качеству помогали периодические конференции покупателей с приглашением представителей предприятий-изготовителей. Магазины должны были вовремя сигнализировать промышлености о недостатках, имевшихся в товарах.

 

Фотоаппараты

Фотобумага
 
Фотообъективы
 
Фотоувеличители
 

Фотоштативы

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме